С утра среды, 7 ноября, в центр Киева съехались владельцы авто на еврономерах с призывом принять законопроект о доступном растаможивании автомобилей. Акция, инициированная ОО «АвтоЕвроСила», продолжилась в четверг, 8 ноября. В конце концов, Верховная Рада проголосовала за принятие в целом законопроекта №8487 о внесении изменений по обложению акцизным налогом легковых транспортных средств. Между тем активисты призывают ветировать проголосованный законопроект. Их не устраивают ставки акциза, предложенные в документе. Митингующие пока остаются под стенами парламента.
Сейчас в Украине предусмотрены обязательные платежи при растаможке авто – ввозная пошлина, акцизный сбор, таможенные платежи и НДС.
Ввозная таможенная пошлина. Согласно закону «О таможенном тарифе Украины», ввозная таможенная пошлина составляет 10% от суммы таможенной стоимости ТС (автомобили из стран ЕС с 2018 года – 7,3%). Исключение составляют автобусы с дизельными моторами объемом мотора свыше 5 литров, служащие для перевозки более 10 человек (20%), электромобили (0%) и новые легковых авто с объемом двигателя более 3 литров (5%).
Акцизный сбор. Для различных типов ТС насчитывается по-своему и зависит от типа ТС, объема двигателя, его типа (дизельный или бензиновый), возраста автомобиля. На электромобили акцизный сбор составляет 0% с 2018 года (до 2019 года).
НДС. Составляет 20% от суммы таможенной стоимости авто, акцизного сбора и ввозной пошлины. С 2018 года электромобили освобождены от НДС (до 2019 года). Отдельно добавляются таможенные платежи.
Формула расчета растаможки авто
Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Илья Несходовский пояснил, что сейчас ВР предложено использовать льготный коэффициент акциза для растаможивания автомобилей, который будет действовать в течение 90 дней после принятия законопроекта. На этот период ставка будет уменьшена в два раза.
«Формула расчета растаможки авто на еврономерах следующая: ставка базовая, умноженная на объем двигателя и умноженная на возраст. Ставка базовая – 50 евро. Предлагалось, что чем старше автомобиль, тем больше ставка. Однако сейчас ситуация такова, что предельная ставка, даже если автомобилю более 15 лет, все равно 15. То есть, к примеру, авто 20 лет, но теперь умножать следует не на 20, а на 15», – отметил Несходовский.
«То есть, например, считаем так: базовую ставку 50 евро умножаем на возраст авто 5 лет и объем двигателя 1,6. В итоге получается 400 евро – базовая ставка. Это сумма акциза, которую нужно заплатить. Добавляем 20% от стоимости автомобиля», – уточнил он.
По его словам, учитывая, что сегодня можно спокойно манипулировать стоимостью авто, могут назвать 1 тысячу евро, даже если заплатили 3 тысячи евро за авто. Это дает возможность сэкономить.
«Таким образом, растаможка авто обойдется примерно в 600 евро. 400 евро – акциз, 200 – НДС. Еще следует добавить таможенные платежи», – добавил эксперт.
Как растаможить авто на еврономерах
Процедурно, чтобы растаможить авт,о нужно связаться с тем, кто передавал авто. Важно, в каком режиме въехало авто, подчеркнул Несходовский.
Он отметил, что ГФС долна предоставить разъяснения по поводу того, как должен реализовываться данный законопроект.
«Нужно оформить авто в отделении сервисного центра МВД, предоставить договор купли-продажи. Далее автомобиль переоформляется уже на того, кто его приобрел, с оплатой этих средств», – констатировал специалист.
По его словам, здесь самое главное будет связаться с тем, кто предоставил авто – физическим или юридическим лицом, и оформить куплю-продажи, чтобы стать собственником.
Узаконивание «евроблях»: перспективы
Скорее всего, многим эта ситуация не понравится. Возможно, будут просто игнорировать нормы закона, несмотря на увеличение ответственности.
«Другая часть, конечно, воспользуется, но есть те, кто завез «Лексус» в качестве транзита. Условная стоимость – около 20-30 тысяч долларов. Захотят ли платить даже по таким ставкам? Сомнительно. Может быть противостояние», – акцентировал он.
«В целом, складывается впечатление, что представителей «АвтоЕвроСилы» устраивает ситуация, которая сложилась сейчас. Они готовы продолжать ездить так, не уплатив никаких налогов. Вероятно, эта история еще надолго», – резюмировал Илья Несходовский.
Как происходило голосование за данный законопроект – на нашей инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»