Сегодня, 12 сентября, президент Украины Петр Порошенко объявил о том, что IKEA официально заходит в Украину. «Украина долго ждала этой новости. За последние годы произошло много изменений, которые сделали открытие IKEA в нашей стране возможным. Это хороший сигнал для других мировых брендов, что с Украиной нужно иметь дело», – сообщил глава государства, анонсировав переговоры с исполнительным директором IKEA. Продукция компании представлена в более чем 40 странах мира. Что касается украинского рынка, то предварительно сообщается, что шведская компания подписала договор на аренду помещения для своего первого магазина в Украине со столичным ТРЦ Ocean Mall, который планируют открыть в 2019 году рядом с ТРЦ Ocean Plaza.
Финансист, экономический эксперт Олег Гаврыиш подчеркнул, что с приходом шведского бренда не стоит ожидать, что произойдет значительный рост ВВП.
«Скорее всего, часть производств IKEA локализует в Украине, каким-то образом она поможет мебельной промышленности. Но мебельная промышленность вряд ли станет локомотивом экономики. У нас немного другие отрасли должны развиваться», – отметил Гавриш.
Однако приход IKEA важен как маркер, потому что компания ни в одной стране мира не выходит на рынок за взятки или какие-то договоренности, пояснил он.
По словам финансиста, прежние попытки были провальны, поскольку IKEA как раз столкнулась со взяточничеством.
«IKEA предложила Москве и Киеву построить свои магазины. В Москве потребовали взятку за землю. Тогда представители компании отказались. Московские чиновники подумали и предложили IKEA укомплектовать своей мебелью школу, которую смогут открыть и попиариться. Так и сделали. Ну а компания официально получила землю для своего магазина», – уточнил он.
В Украине история была такова, что нам IKEA предложила такую же схему, но наши чиновники отказались, требуя плату за землю, напомнил эксперт.
«IKEA была поражена жадностью и вообще отказалась выходить на рынок. Это было приблизительно в 2005-2006 году», – добавил он.
Экономист предположил, что сейчас президент, премьер или те, кто занимается данным вопросом, возьмут кураторство над компанией и надавят, грубо говоря, где необходимо, чтобы IKEA в Украине дали возможность работать.
«Это нужно для того, чтобы показать, что в стране изменился бизнес-климат», – отметил он.
В этом смысле выход IKEA важен. Аналогичным образом работают Н&M и Starbucks, но им было немного проще, поскольку они не строят собственные производства, подчеркнул эксперт.
«Хоть у нас строить IKEA и не будет, но в любом случае, их выход очень важен. Если есть Н&M, Starbucks, IKEA и другие подобные структуры и компании, это означает, что в стране можно работать честно, не платя взятки. Для кого-то это будет зеленый свет. Это плюс. Но сказать, что из-за этого у нас ВВП вырастет хотя бы на 5%, то нет, такого не будет», – резюмировал Олег Гаврыш
Реакция соцсетей на данное событие – в нашем обзоре.
Ранее «Слово и Дело» проанализировало, как изменилось поступление прямых иностранных инвестиций в Украину за 2010-2017 годы.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»