Крупнейший страйк пилотов в истории Ryanair. Что случилось и какова позиция лоукостера?

Читати українською
Богдан Долинцеэксперт авиационной отрасли

Пилоты ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair в пятницу, 10 августа, начали самую масштабную забастовку в истории перевозчика. По сообщению представителя немецкого профсоюза пилотов Vereinigung Cockpit, забастовка в Германии стартовала в 3:01 и продлится до 2:59 субботы, 11 августа. Кроме ФРГ, забастовка проходит в Бельгии, Швеции, Ирландии и Нидерландах. Ирландский лоукостер отменил 250 рейсов в и из аэропортов ФРГ. Всего 400 из 2400 европейских рейсов 10 августа отменены. Таким образом, забастовка нарушит планы на путешествие более 55 тысяч пассажиров. К слову, Ryanair начнет выполнять рейсы в Украину из 6 европейских стран, как обещал глава Мининфраструктуры. Полеты начнутся в конце октября 2018 года.

Эксперт авиационной отрасли Богдан Долинце подчеркнул, что это уже не первый инцидент – уже больше года в разных странах проходят забастовки.

«В самом начале компания упорно не признавала существования профсоюзов, но с конца 2017 года, когда забастовки стали системными, им пришлось признать их существование. Периодически они пытаются вести какие-то переговоры, но судя по тому, что мы видим, компания ведет очень жесткую линию. В принципе, так же, как и с аэропортами, выторговывая сверхвыгодные условия для себя. Пока очевидно, что стороны не договорились, понимания между ними нет», – отметил Долинце.

Страдают в первую очередь пассажиры, добавил он.

Что касается требований протестующих, то их выдвинули целый ряд. Среди основных – поднятие заработных плат, повышение уровня условий работы пилотов, уточнил специалист.

По его словам, это касается либо уменьшения количества часов в полете, либо увеличения количества дней отпуска.

Летать доступно: авиакомпании-лоукостеры на рынке Украины«Слово и Дело» исследовало рынок лоукост-компаний на авиационном рынке Украины и показало, какие лоукостеры уже летают из украинских аэропортов.

«На сегодня, по всей видимости, все пилоты и бортпроводники, которые работают в этой авиакомпании по всей Европе, юридически оформлены как сотрудники Ирландии. Соответственно, на них распространяется только ирландское законодательство. В том числе зарплату и социальные выплаты они получают только в рамках ирландского законодательства. То есть после выходы на пенсию у них могут возникнуть трудности с получением выплатй на территории своих государств», – пояснил эксперт.

По его мнению, если компания пойдет на все уступки пилотам, то не исключено, что в будущем это может повлечь такие же протесты.

«Конечно, компания прекрасно понимает, что если они идут на уступки, такие методы будут действовать. Поэтому, вероятно, они пытаются подавить силовым решением любую реакцию», – отметил Долинце.

Он напомнил, что компания довольно успешно воспользовалась забастовками. Отменяли рейсы выборочно и те, на которых зарегистрировано меньше пассажиров.

«Отменяли рейсы, на которые были проданы максимально дешевые билеты, соответственно, переставляли их на те направления, где продано больше билетов на борт, и более дорогие. Таким образом, лоукостер минимизировал свои затраты и увеличил свою прибыль», – уточнил специалист.

По его словам, в некоторых странах ЕС даже были судебные иски по этому поводу. Нашли закономерность, по которой лоукостер отменял те или иные рейсы.

С другой стороны, компания пока отказывается выплачивать пассажирам компенсацию, из-за чего также были судебные иски, добавил эксперт.

«Требовали от 250 долларов в зависимости от продолжительности рейса, но компания ничего не собирается платить. Идут суды. Пока компания только предлагает либо вернуть стоимость купленных билетов по аукционным ценам, либо изменить бронь на другие даты», – отметил он.

Сейчас в мире возрастает дефицит на качественных пилотов, поэтому компании рано или поздно придется задуматься, где брать пилотов. Европейские компании пополняют свои ряды пилотами из стран Восточной Европы, где зарплата пилотов ниже европейской, как и стоимость проживания в тех странах.

«С другой стороны, возникают вопросы, связанные с развитием, увеличением флота компании. Уже у них около 2 сотен судов, а значит, нужно около тысячи пилотов», – констатировал специалист.

При этом, по его словам, компания считает в первую очередь экономическую модель, поскольку, согласно отчету прошлого года, она стала одной из самых прибыльных.

«Они являются одним из самых крупных перевозчиков, а за счет их бизнес-модели, которая максимально эффективна, они могут снизить издержки и аккумулировать прибыль. Пример – то, как они пользуются забастовками, чтобы минимизировать свои убытки. Поэтому, с экономической точки зрения, у компании на сегодня все идет хорошо. У них даже средняя стоимость проданного билета уменьшилась с 40 до 39 долларов», – резюмировал Богдан Долинце.

Ранее мы сообщали, какие авиакомпании-лоукостеры уже есть на рынке Украины.

Эксклюзивное интервью министра инфраструктуры Владимира Омеляна читайте на нашем портале.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: