Если отрешиться от жутких пробок по Киеву и от вопросов справедливости уклонения от налогов, вопрос «евроблях» явно демонстрирует интересы разных групп населения, а также размеры этих групп. В сумме это все граждане, кто пользуется автомобильными дорогами или проживает возле них, то есть почти все население.
Об этом на своей странице в Facebook написал заместитель сопредседателя «Стратегической группы советников за поддержку реформ» Павел Кухта, передает «Слово и Дело».
По его словам, проблематика довольно очевидна – государственное ограничение доступа к по-настоящему дешевым, на уровне 3-4 тысяч евро, автомобилям в бедной стране, где большинство потребителей с трудом или же вообще не могут себе позволить купить автомобиль дороже.
«Ограничение двойное – регуляторный запрет на растаможку автомобилей, не соответствующих требованиям «Евро 5», при том, что по факту, все ультрадешевые автомобили им не соответствуют, и заградительные акцизы на подержанные авто», – констатировал эксперт.
Для автомобиля 2005 года выпуска стоимостью, к примеру, 4 тысячи евро, с объемом двигателя в 2 тысячи кубических сантиметров размер акциза составит 4360 евро, то есть его цена удвоится, уточнил Кухта.
«Для нового авто стоимостью примерно 10 тысяч евро с аналогичным объемом двигателя размер акциза составит 260 евро, то есть практически не повлияет на цену. С учетом НДС и пошлины цена на импортный автомобиль в Украин вряд ли может быть ниже 10 тысяч евро, что отсекает от доступа к авто значительную часть граждан», – добавил он.
На его взгляд, также ограничение может иметь смысл с точки зрения эффекта на экологию и безопасность дорожного движения.
Старые автомобили значительно менее экологичны и более опасны в эксплуатации, в том числе для окружающих, отметил специалист.
Очевидно, что сограждане владельцев старых авто несут потери в виде худшей экологии и более низкого уровня безопасности, значит, есть вполне легитимные основания для государственного регулирования, пояснил он.
При этом от наличия или отсутствия этого регулирования ярковыраженно выигрывают или проигрывают разные группы, акцентировал Кухта.
«Людям, достаточно обеспеченным, чтобы покупать авто от 10 тысяч евро и выше, а также людям, которые не могут купить его даже за 3-4 тысячи евро, выгодно наличие регулирования и запретительных акцизов, так как оно улучшает их среду обитания без каких-либо потерь для них. Людям, которые не могут позволить себе авто за 10 тысяч евро, но могут купить их за 3-4 тысячи евро, наоборот, может быть выгодна отмена ограничений, если для них наличие автомобиля важнее ухудшения условий жизни», – подчеркнул эксперт.
По сути, демократическое управление как раз и призвано найти какой-то компромисс между этими группами интересов и прийти к тому или иному решению, добавил он.
В этом смысле, по его убеждению, процессы вокруг «евроблях» важны не только для рынка автомобилей, но и для развития эффективного демократического управления в стране.
«Выбор таков – либо за дешевые авто, либо за лучшую экологию и большую безопасность на дорогах», – резюмировал Павел Кухта.
«Слово и Дело» разбиралось, как на очередную акцию протеста реагируют в социальных сетях.
Также журналисты портала выяснили, как в Верховной Раде предлагают решить проблему с автомобилями на еврономерах.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»