Что не поделили Данилюк и Гройсман?

Читати українською
Валентин Войтковполитолог

Ссора министра финансов Александра Данилюка и премьер-министра Владимира Гройсмана из-за назначения заместителя состоялась еще на заседании Кабмина 23 мая. Премьер заявил, что претензии к нему безосновательны. Позже глава Минфина написал письмо послам G7, в котором объяснил причины недавних разногласий с премьер-министром. В свою очередь Гройсман, комментируя ситуацию с Данилюком, предположил, что тот решил сменить место работы, и решил это сделать так, чтобы выглядеть жертвой в сложившейся ситуации. При этом сам министр заверил, что не будет подавать в отставку. В итоге в Кабмине сообщили, что глава Кабмина пока определяется, увольнять ли Данилюка. Сегодня, 6 июня, премьер подписал представление на увольнение Александра Данилюка.

Политтехнолог, исполнительный директор коммуникационной группы XPR Валентин Войтков убежден, что конфликт тянется уже давно, и основания для него возникли после того, как Роман Насиров освободил кресло в Государственной фискальной службе.

Борьба за ГФС

«Конфликт возник в связи с тем, что разные группы влияния хотели получить контроль над ГФС. Формально другой человек, не Мирослав Продан, должен был возглавить ГФС. Однако Гройсману удалось пролоббировать, чтобы и. о. главы ГФС стал его земляк, человек, с которым он сотрудничал еще в Винницкой области, хотя были и другие кандидатуры», – отметил Войтков.

Более того, АП также хотела поставить в ГФС своего человека, потому что Насиров был более близок к Администрации президента, добавил эксперт.

Политтехнолог подчеркнул, что функционально Государственная фискальная служба подчиняется Минфину, то есть Данилюк как министр финансов мог получить рычаги влияния, чтобы проводить реформу ГФС.

«Однако инструментов влияния он так и не получил. Поэтому Данилюк лоббировал Бугримову на позицию своего заместителя, чтобы она получила дополнительные рычаги, а Данилюк, в свою очередь, также получил бы какие-то возможности контроля», – уточнил он.

Войтков напомнил, что даже после того, как Минфин предложил концепцию реформы ГФС, в Кабмине сначала согласились, а потом Гройсман не одобрил.

Минфин не получил желаемых полномочий, чтобы управлять ГФС, которая действительно является горячей точкой. Формальный повод был, потому что Минфин отвечает за это направление, но рычагов влияния не получил. Гройсман держал ГФС в собственной зоне влияния.

По его мнению, сейчас это яркая иллюстрация того, как в парламентско-президентской республике, которая есть на бумаге, происходят различные кулуарные игры, чтобы получить контроль над теми органами, которые контролируют потоки.

Ситуация зрела давно, но после неудачной попытки назначить заместителя финансов Данилюк пошел на более серьезный конфликт, отметил эксперт.

Неминуемое увольнение

«С другой стороны, вопрос к тому, насколько Данилюк справился со своей работой. К нему было много вопросов. Нельзя сказать, что он был очень эффективным министром, к сожалению. Поэтому поводы также были», – констатировал Войтков.

По его словам, отставка – это следствие нескольких причин. Во-первых, контролируемого хаоса в системе органов власти.

«С другой стороны, конфликт между Кабмином, Гройсманом, АП и самим президентом. Именно поэтому у нас много и. о., потому что тех кандидатов, которых хочет Банковая, не хочет Гройсман и наоборот. Ну и не исключено, что были еще и личные моменты между Данилюком и Гройсманом. Особенно после письма G7», – пояснил эксперт.

Данилюк заявил, что не будет подавать в отставкуСказано 31 мая 2018 г.Статус обещания: Выполнено

Поэтому, даже несмотря на переговоры с МВФ, транш, на то, что позиция министра финансов является одной из ключевых, Гройсман решил пойти на такой шаг, добавил он.

Специалист не исключил, что отставку могли обсудить с АП.

Кто вместо Данилюка?

По словам политолога, увольнение Данилюка несет определенные риски, потому что МВФ вряд ли захочет вести переговоры с лицом в статусе и. о.

Теперь конкретных предметных договоренностей может не быть, предположил он.

«Однако все зависит от того, есть ли согласованная кандидатура на позицию министра финансов. Если да, возможно, будет обновлен кадровый пакет. Обсуждают разные фамилии, в том числе Южаниной, но она является человеком президента. Очевидно, Кабмин тогда должен будет получить какой-то другой портфель», – уточнил эксперт.

«Другой вариант – пока у нас не будет постоянного министра, как с Минагрополитики и другими министерствами. В свете переговоров с МВФ это существенный риск», – резюмировал Валентин Войтков.

По данным «Слова и Дела», большинство обещаний министра финансов находится в процессе выполнения. Уровень его ответственности – 30%.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: