Американский еженедельный журнал Time в своем недавнем выпуске сообщил, что президент РФ Владимир Путин готов решить вопрос Донбасса во время своего нового срока. Однако как вариант разрешения конфликта предлагается «боснийский» или «косовский» сценарий, что не в интересах Украины.
Об этом в эксклюзивном материале «Мечта Путина. Что приготовили в Кремле для Донбасса» для «Слова и Дела» рассказал журналист, военный эксперт Денис Попович.
Попович отметил, что Путин намерен играть роль такого себе «миротворца».
Со ссылкой на источники в МИДе России издание сообщило, что Путин может отдать Донбасс «под контроль временной администрации, как это было в Боснии и Герцеговине или в Косово», уточнил он.
Эксперт обратил внимание, что за скобками торгов по-прежнему остается Крым. Аргументируется это высоким уровнем поддержки Путина на полуострове по время недавних президентских выборов (свыше 90%). То есть в Кремле считают, что курс выбрано верный и менять его не нужно.
По его словам, для Донбасса хотели бы применить применяют хорватский вариант, в рамках которого выделяют молниеносную войсковую операцию «Буря», приведшую к фактической ликвидации сепаратистского анклава Сербская Краина, созданного на территории Хорватии, однако были в истории югославских войн еще «боснийский» и «косовский» сценарии.
Журналист напомнил, что война в Боснии разгорелась весной 1992 года и стала одним из конфликтов, которыми сопровождался распад Большой Югославии (СФРЮ).
«В нем участвовали сербы, боснийские мусульмане и хорваты. Это был жестокий конфликт, сопровождавшийся обстрелами мирных городов, а также этническими чистками. Гражданская война была прекращена в конце 1995 года подписанием Дейтонских соглашений», – отметил специалист.
Ссылаясь на позицию эксперта Центра исследований проблем гражданского общества Марии Кучеренко, он добавил, что решение, которое было принято по Боснии и Герцеговине (БиГ), «создало крайне громоздкую структуру, плохо поддающуюся управлению».
«Это все та же история о федерализации, которая остается сокровенной мечтой Путина в отношении Украины», – цитирует Попович эксперта по вопросам Балкан.
На сегодня БиГ состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, констатировал он.
«В свою очередь Федерация Боснии и Герцеговины образовалась в результате подписания Вашингтонских соглашений 1994 года. Эти соглашения объединяли территории, находившиеся под контролем противоборствующих боснийских и хорватских вооруженных формирований. При этом Федерация была разделена на 10 кантонов, чтобы предотвратить господство одной этнической группы над другой», – пояснил Попович.
В составе современной БиГ есть также округ Брчко, который формально принадлежит как Федерации, так и Республике Сербской, но фактически ими не контролируется, обратил внимание журналист.
«Реально округом Брчко управляет американский дипломат Брюс Бертон», – уточнил он.
Серьезная ситуация также и в Косово, где противоречия между сербским и албанским населением сопровождались столкновениями еще во времена существования СФРЮ, а после распада Большой Югославии в регионе разгорелась война, продолжил эксперт.
«С одной стороны в ней участвовали сербская милиция и Югославская народная армия, а с другой – так называемая Армия освобождения Косово (АОК), представлявшая собой албанскую организацию, боровшуюся за моноэтничность и независимость Косово. Этот конфликт также сопровождался кровавыми этническими чистками», – подчеркнул Попович.
Он напомнил, что в 1999 году в войну вмешалось НАТО, после чего в Косово была развернута миссия ООН и введены миротворческие силы НАТО KFOR.
В 2008 году парламент Косово провозгласил независимость края, констатировал эксперт, однако сербы все равно считают эту территорию своей, ведь согласно конституции Сербии, Косово является частью этой страны как Автономный край Косово и Метохия.
«На сегодня Косово является лишь частично признанным в мире государством. В частности, Украина не признает независимость Косово. Естественно, независимость Косово не признает и Сербия», – акцентировал он.
По данным эксперта Марии Кучеренко, вчерашние лидеры АОК сейчас являются политическими лидерами Косово, отметил Попович.
К примеру, один из видных полевых командиров АОК Рамуш Харадинай является премьер-министром Республики Косово. При этом за поддержание безопасности в регионе и реальное недопущение столкновений сторон на межэтнической и религиозной почве отвечает KFOR.
«Апеллируя к «косовскому сценарию», Путин, очевидно, подразумевает именно роль ООН как стороны, позволяющей легализовать квазигосударственное образование, а вовсе не введение миротворцев под командованием НАТО», – приводит Попович пояснение Кучеренко.
По ее мнению, в случае с Боснией и Герцеговиной и Косово имели место серьезнейшие межэтнические конфликты, содержащие, к тому же, религиозный компонент. Если сравнивать с Донбассом, то война на востоке Украины не является ни межконфессиональным, ни межэтническим, ни гражданским конфликтом, поэтому попытки переносить подходы к урегулированию на Балканах на украинскую почву обречены на провал.
Если рассматривать пример Косово, то введение международных администраций не принесло урегулирования. Роль миссии UNMIK, которая, согласно резолюции Совбеза ООН №1244, вводилась для установления самоуправления в Косово, трансформировалась в постепенную передачу полномочий «косовским властям, акцентировал Попович
«И все же исходя из логики Путина боснийско-косовский «винегрет» вполне применим к ситуации в Украине. В случае реализации «Минска» и проведения местных выборов в ОРДЛО вчерашний боевик «ДНР» Александр Захарченко подобно Рамушу Харадинаю вполне может получить легальную политическую должность», – пояснил эксперт.
При этом сами ОРДЛО превратятся в такой себе аналог округа Брчко, отметил он.
«То есть формально территория будет принадлежать Украине, но в реальности управляться третьей стороной. Такой сценарий развития событий очень трудно назвать «уступкой». Для Украины такой вариант неприемлем и противоречит национальным интересам», – резюмировал Денис Попович.
Подробнее читайте в материале «Мечта Путина. Что приготовили в Кремле для Донбасса».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»