Прошла неделя с тех пор, как глава СБУ Василий Грицак поведал миру об остановленном чудовищном заговоре против Украины. Все руководство страны, включая депутатский корпус, должно было полечь под огнем минометов и пулеметов, власть захватили бы бывшие офицеры ВВС – старший лейтенант Гарбузюк (Рубан) и капитан Савченко, а затем передали бы ее то ли донецкому Захарченко, то ли Медведчуку. Но наши спецслужбы не дремали и давно уже отслеживали заговорщиков и их связи. Враг не прошел!
Ну, как не прошел… Главная заговорщица на свободе и купается в лучах всеобщего внимания, ее рвут на части телеканалы и жаждут комментариев прочие медиа. Да, говорит она на всю страну, кто же в Украине не желает мучительной смерти всей этой правящей шантрапы? Когда в эфирах представители шантрапы пытаются ей возражать, почему-то – вот странно, да? – у Надежды Викторовны, по известной причине лишенной возможности давить интеллектом и очарованием, выходит убедительнее. И говорить она еще будет часто и много: дело ведь только начинается, а для Савченко нет большего счастья, чем быть в центре общественного внимания. Она ради этого и Родину продаст. Остается, кстати, вопросом, насколько это выражение образное.
Если и имела место какая-то операция ФСБ, то вот же она, в действии. Купол Верховной Рады минометами не обрушили, зато обеспечили сумасшедшую информационную раскрутку подзабытой Нади, с некоторых пор любимой героини российских СМИ, в образе народной мстительницы. Причем в раскрутке участвуют СБУ, Генпрокуратура и прочие ответственные за национальную безопасность и правопорядок органы. Казалось бы, за то время, пока велась оперативная разработка Савченко и Рубана, была возможность сто раз продумать способы, как нейтрализовать негативный эффект, как упаковать обвинения и организовать процедуру публичного разоблачения таким образом, чтобы и злоумышленники были наказаны, и их реальный, не дутый масштаб был обществу очевиден. Но за минувшую неделю Украина, которую попытались всерьез напугать, так и не услышала убедительных деталей заговора и не увидела сети опасных заговорщиков, способных рискнуть собственной жизнью и наделать серьезных бед в Киеве. Зато много раз увидела и услышала Савченко.
Пока компетентные органы мужественно отмалчиваются, приходится самостоятельно складывать картинку, и она выходит следующая. Надя, чьи амбиции обратно пропорциональны IQ, наверняка неоднократно и находясь в разных степенях алкогольного опьянения, говорила разное и разным людям. Среди тех тоже нашлись лица ей под стать, поддержавшие разговор, и запросто может быть, что дело вышло из стадии застольных бесед в стадию планирования и организации, в том виде, как эти люди представляют планирование и организацию. Если или, вернее, когда об этих планах стало известно ФСБ, хотя, возможно, они россиянами и были инспирированы, те с удовольствием их поддержали. Потому что а) любая заваруха в Киеве им на руку; и б) не получится заваруха со стрельбой, получится информационная заваруха с Надей. По-любому профит. Какие-то серьезные подпольно-диверсионные кадры вряд ли стали подключать, понимая, что и Савченко, и Рубан под постоянным колпаком у нашей контрразведки. Заваруху «а» наши предотвратили, заваруху «б» героически и всеми силами воплощают в жизнь.
Возможно, все было как-то иначе, не исключены как жесткий, так и смешной варианты, где в первом случае больше оружия и конкретики, а во втором – больше алкоголя и фантазий, причем как Нади, так и украинских спецслужб. Уже то, что простор для домыслов до сих пор остается неприлично широким, является огромной недоработкой тех, кому по роду обязанностей опасно недорабатывать. Еще хуже, если они недоработок не видят и просто иначе не умеют.
Это обстоятельство тревожит куда больше, чем Надя, Рубан и даже идущий где-то фоном Медведчук. Очень хочется, чтобы страна была защищена крутыми, самыми лучшими профессионалами, которые бы как семечки щелкали задачки, которые подбрасывают враги и их вольные или невольные здешние помощники. Когда же уровень предполагаемых мастеров противодействия угрозам национальной безопасности приближается к уровню народного депутата Надежды Савченко, не хочется даже думать, во что это обходится воюющей Украине.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»