В чем недостаток образовательного закона и почему никакие изменения не устроят Венгрию?

Читати українською
Егор Стадныйдиректор АЦ CEDOS

Было много процессов, которые дискриминировали украинский язык, поэтому мы не можем закрыть глаза на некоторые вещи. У нас есть предыстория, мы имеем последствия этой предыстории, причем весьма плачевные. Украинский язык был в ситуации унижения и лишь в последние годы набирает обороты в употреблении, книгоиздании, образовании. Исходя из того, что наш язык был унижен, сейчас мы должны его отстаивать.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный по поводу дискуссий о языковой статье образовательного закона.

«Нужно исходить из политической составляющей. К примеру, РФ использует русский язык как инструмент агрессии. В свою очередь мы должны принимать контрмеры. Венгрия также использует венгерские общественные организации, объединения и паспорта как инструмент своего влияния на территории Закарпатья. Этого даже никто не скрывает. Поэтому Украине следует давать адекватный ответ и поддерживать украинский язык на территории Закарпатья, но с правом употреблять язык национального меньшинства», – отметил Стадный.

Что украинские политики обещают по языковому вопросуВ мире отмечают Международный день родного языка. По этому поводу Слово и Дело собрало обещания политиков по языковому вопросу.

Он уточнил, что Украина должна обеспечить детям право на высшее образование в Украине, потому что если те, кто проживает на территории Закарпатья, не знают украинского, для них доступ к высшему образованию в Украине закрыт.

По его словам, дело в том, что во всех этих политических разборках единственный вред, который нанес закон об образовании, касается восточных языков.

«Есть формулировка в законе «языки Европейского Союза», и туда не входят, например, китайский, тюркские и другие языки стран, которые находятся восточнее ЕС. Это единственный недостаток образовательного закона», – добавил специалист.

«Востоковедение как международная дисциплина и так слабо развивается. А теперь под вопросом еще и преподавание определенных предметов на восточных языках. Хотя для Украины перспективными являются тюркские языки, японский, китайский. В результате сложилась определенная законодательная коллизия», – пояснил Стадный.

Он подчеркнул, что это единственная претензия и норма, которая требует изменений в законе об образовании, поскольку нужно, чтобы развивалось востоковедение.

«Это перспектива международных отношений, торговли, это нужно развивать», – отметил эксперт.

Однако все остальные претензии не имеют оснований, добавил он.

Ультиматумы венгров – это политические вопросы. Венгрия не будет удовлетворена ни одним из сценариев.

«Им просто важно влияние на Закарпатье. Что бы Украина ни предложила венграм, все равно им будет не так, потому что это четко выраженный инструмент влияния для них», – констатировал эксперт.

Он подчеркнул, что Орбан активно заручается поддержкой населения, раздавая венгерские паспорта под лозунгами так называемой Великой Венгрии.

«А в результате это просто голоса, которые идут в его поддержку. Поэтому все это просто политика. Ни один из вариантов имплементации языковой статьи не устроит Венгрию. Им нужно вернуть статус-кво, когда они имели с 1-го по 11-й класс венгерское преподавание. Их не интересует, что украинский язык – государственный», – резюмировал Егор Стадный.

Что украинские политики обещают по поводу языкового вопроса – в нашем обзоре.

Сколько детей в Украине учатся на языках национальных меньшинств – на нашей инфографике.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: