Апеллировать к Конституции Украины с трибуны Верховной Рады для народных депутатов дело привычное. «Неконституционное решение» или «неконституционная реформа» – это мы можем услышать часто. Сегодня «Слово и Дело» разбиралось, кто из депутатов и фракций готов был доказать на деле свои слова и пожаловаться в Конституционный суд.
Активнее всего в Конституционный суд обращаются представители «Оппозиционного блока». Это логично, учитывая, что фракция в парламенте голосует против большинства принятых реформ. В 2016 году Наталья Королевская заявила, что «Оппоблок» обжалует правительственный законопроект об увеличении минимальной зарплаты в КСУ, если парламент его примет. Хотя решение было одобрено, за год нардепы не подали ни одного представления о неконституционности этого закона.
В мае 2017 года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО о применении санкций против ряда российских IT-компаний. Уже 23 мая «Оппозиционный блок» подал в КСУ представление, оспаривающее указ президента.
В прошлом году «Оппоблок» подал в Конституционный суд еще два представления. В октябре Верховная Рада приняла пенсионную реформу, за которую фракция не голосовала. Как и обещал нардеп Михаил Папиев, 10 ноября представители «Оппозиционного блока» внесли на рассмотрение суда представление относительно соответствия Конституции Украины отдельных положений пенсионной реформы.
«Оппозиционный блок» выступил также против нового закона об образовании. «Я считаю этот закон антиукраинским и таким, который еще больше раскалывает общество. Вместо того чтобы принимать законы, которые будут объединять общество, принимаются законы, которые этот раскол только усиливают», – заявил Вадим Новинский и обещал, что если президент подпишет документ, то будет подан иск в КСУ.
Порошенко подписал закон 26 сентября, а уже 6 октября фракция зарегистрировала конституционное представление о его отмене.
Пока «Оппоблок» только собирает подписи, чтобы обратиться в Конституционный суд на счет госбюджета на 2018 год, как заявила Королевская. Хотя бюджет был принят еще 7 декабря.
Совсем недавно выполнил свое обещание Александр Вилкул: «Оппозиционный блок» внес представление в КСУ относительно конституционности новой медицинской реформы. «Мы начинаем эту сессию парламента, мы начинаем этот парламентский год с подачи в Конституционный суд представления об отмене геноцидной медицинской реформы», – заявлял депутат.
Еще в 2015 году несколько раз обратиться в Конституционный суд собиралась Радикальная партия. В марте 2015 года Олег Куприенко обещал, что «радикалы» обжалуют законы об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако до суда дело не дошло. Провалил свое обещание и Игорь Мосийчук. По его словам, «ляшковцы» должны были инициировать обращение относительно неконституционности территориальной реформы.
В прошлом году также не дошла до Конституционного суда Надежда Савченко. Нардеп хотела обратиться за разъяснением относительно конституционности отмены «закона Савченко». В суд Савченко не обратилась, сказав, что он «заблокирован».
А Алену Шкрум в прошлом году не устроила процедура принятия и подписания закона «О Конституционном суде Украины». По словам нардепа, новый законопроект приведет к тому, что Конституционный суд будет действовать в интересах Администрации президента: «Я точно не готова больше терпеть ни секунды, и в суде буду обжаловать неконституционную процедуру принятия и подписания этого закона». Однако позже Шкрум заявила, что подавать такое заявление не планирует.
Напомним, 21 декабря 2017 года Конституционный суд Украины отменил запрет назначать руководителями высших учебных заведений тех, кто голосовал за законы 16 января 2014 года.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»