Мало найдется в Украине и даже на Донбассе людей, которые бы были настолько преданы Виктору Януковичу, как Анна Герман. Она, например, до сих пор считает, что из него выйдет хороший губернатор Донецкой области, если удастся договориться. А в ее передаче на телеканале NewsOne зрителям задали вопрос: «Если бы перед вами сейчас стоял выбор – выбрать прошлую преступную власть или нынешнюю, за кого бы вы проголосовали?» – и от 92%, а голосовали десятки тысяч людей, получили ответ: старую. Многовато выходит даже для любителей авторской передачи ностальгирующей Герман и даже если представить, что счетчик голосов специально накручивали.
Пока увлеченно воюют между собой порохоботы со зрадофилами, где-то параллельно существует мир, в котором «специалисты» признают Вячеслава Пиховшека лучшим политическим экспертом, а Вадима Карасева и Константина Бондаренко – лучшими политологами Украины. Пока в одном мире обсуждают «Киборгов», в гугл-поисках за 2017 год каких-то словно других украинцев лидируют четвертый сезон «Физрука» и реалити-шоу «Холостяк». И, конечно же, это мир никакой не «русский», а самый что ни на есть украинский, даже если он другой части украинского мира резко не нравится.
Скоро уже четыре года, как часть украинского мира с восторгом перелилась в мир русский, и можно себе только представить, насколько сложнее двигались бы перемены в стране, и без того, мягко говоря, не проявляющие прыти, если бы удельный вес ностальгирующих граждан оставался на довоенных показателях. Но и оставшиеся вполне заметны, активны и вовсе не выглядят подавленными. Власть, которая даже гордится, когда ее называют хунтой, никакого дискомфорта им не создает. Ну, во-первых, потому и гордится, что никакая не хунта, а называние будто свидетельствует о ее бескомпромиссности и решительности, которых нет и в помине. Во-вторых, не создает дискомфорта ностальгирующим, потому что качественным образом от предшественников не отличается и с их осколками и прямыми последователями продуктивно сотрудничает, хотя политически позиционирует себя полным антиподом.
И деться от этой, ностальгирующей, части украинского мира никуда нельзя. То есть можно, конечно, следуя несложным правилам психологической и информационной гигиены, максимально ограничить вероятность пересечения с ним, но проблемы это не снимает. Соотношение, удельный вес разных частей украинского мира пока совсем не в пользу прогресса. И это, опять же, не столько вопрос количества, сколько качества. Если новую Украину представляют Порошенко, Яценюк или Парубий, то у старой есть все основания приосаниться. Тимошенко с Ляшко? Еще лучше.
Бойко или Рабинович, а то и сам Виктор Федорович могут существовать в качестве альтернативы, реальной или умозрительной, только вот таким «реформаторам», зависшим между нежеланием что-либо менять и необходимостью меняться. Пиховшека не существует в координатах будущего, никакой тюнинг не позволит Герман или Тимошенко казаться современными на фоне лидеров, оперирующих действительно современными понятиями и не мыслящих себя вне современных ценностей. А в пространстве «Янукович плюс» – запросто, и даже с большой долей уверенности, потому что в этой мутной воде они по-прежнему самые шустрые рыбы.
Украин действительно много, свести их к одной ни у кого не получится, и делать этого не нужно. Лучше не тратить время на то, чтобы показывать фиги другим, а свою сделать лучше. И если она действительно будет лучше, ностальгия будет становиться все неуместнее. Как тоска по оливье и черно-белому телевизору.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»