Статус «беглеца из-под стражи»: оценка решения суда по делу Саакашвили и намерения ГПУ

Читати українською
Анна Малярюрист-криминолог
Юлия Кириченкоэксперт Центра политико-правовых реформ

Суд по делу Михеила Саакашвили продолжался более 8 часов. В итоге экс-президента Грузии отпустили на свободу, так и не избрав меру пресечения. Украинские политики по-разному отреагировали на решение Печерского районного суда. Так, Борислав Береза считает, что в суде победила та сторона, аргументы которой оказались более убедительными, а вот «радикал» Игорь Мосийчук назвал судейское решение «публичной пощечиной генпрокурору Юрию Луценко». Впрочем, сам генпрокурор еще неделю назад уверял, что факт побега Саакашвили из-под стражи повлияет на избрание более жесткой меры пресечения. Как видим, расчет ГПУ оказался напрасным.

Какую роль в деле Саакашвили сыграл статус «беглеца из-под стражи»?

Юрист, эксперт-криминолог Анна Маляр не исключила, что суд учитывал факт побега Саакашвили, но уточнила, что даже несмотря на это, видимо, были учтены другие материалы дела, которые повлияли на принятие именно такого решения.

ГПУ просит полицию объявить Саакашвили в розыскГенеральная прокуратура Украины просит Национальную полицию объявить в розыск Михеила Саакашвили.

«Дело в том, что генеральный прокурор не сказал, что суд примет во внимание факт побега из-под стражи Саакашвили и вынесет конкретный приговор. Это была несколько иная позиция. Да, суд учел все моменты, включая этот, учел доказательства защиты и обвинения и принял такое решение. Мы не можем прогнозировать оценку судом учтенных им обстоятельств», – отметила юрист.

Руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко подчеркнула, что позиция генпрокурора по поводу того, что побег из под стражи влияет на избрание меры пресечения в направлении более жесткого решение суда, правильная.

«Однако почему генпрокурор именно это и еще и публично объявляет? Это в рамках уголовного производства может подаваться соответствующим прокурорам, которые сопровождают дело. Это первый момент. Второй момент – дело Саакашвили все же имеет политическую составляющую», – подчеркнула специалист.

Она обратила внимание на еще один аспект – несмотря на статус «беглеца из-под стражи», можно говорить, что намерения у подозреваемого лица скрыться от правосудия нет.

«Наоборот, последние политические события показывают, что есть намерение быть под пристальным вниманием СМИ. В случае Саакашвили, если и бежать, то на камеры. Мы можем допустить, что суд мог учесть это обстоятельство, поэтому не применил к нему более жесткую меру пресечения», – пояснила Кириченко.

Она отметила, что данное дело публичное, а не просто преступника, который хочет скрываться.

«Хотя действительно при уголовном производстве, если есть побег из-под стражи, то, как правило, рассматривается вопрос о применении более жестких мер», – резюмировала Юлия Кириченко.

По данным «Слова и Дела», еще в начале сентября Юрий Луценко заверил, что организаторы и руководители прорыва границы, во время которого в Украину смог попасть бывший глава Одесской ОГА, будут привлечены к уголовной ответственности. Обещание до сих пор имеет статус «в процессе». Досье генпрокурора – по ссылке.

Напомним, в Украине Михеила Саакашвили обвиняют по статьям о покушении на преступление по предварительному сговору, содействии участникам преступных организаций и сокрытии их преступной деятельности.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: