В последнее время все большее распространяется уродливая практика, когда народные депутаты оправдывают все косноязычия, которые эксперты, журналисты и общественность обнаруживают в одобренных парламентом законодательных актах, тем, что, мол, «не успели должным образом ознакомиться с проектом закона».
Уверен, что в скором времени, когда наконец будет обнародован одобреный ночью закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» мы услышим шквал подобных оправданий.
И будет распространяться в информационном пространстве Украины депутатский плач Ярославны.
Но не стоит спешить сочувствовать народному депутату, который, «як та зозуленька кує, словами жалю додає», потому что не может справиться с кипами бумаг, тем более ночью, тем более с цифрами.
Почему?
Прежде всего, потому, что за исключением разве что членов бюджетного комитета, ни один депутат не изучает весь проект Бюджета от корки до корки. Более того, в этом нет никакой необходимости.
В лучшем случае, депутаты знакомятся с основными макроэкономическими показателями и объемами финансирования, выделенными основным распорядителям средств Государственного бюджета в рамках ведения комитета, членами которого они являются.
Соответствующую информацию депутатам готовят работники секретариатов комитетов, опираясь на которую каждый народный избранник имеет довольно полную картину не только о планируемых объемах финансирования, но и данные о динамике (уменьшилось или увеличилось финансирование по сравнению с предыдущими годами), а также сведения о пожеланиях распорядителей средствами, например, профильных министерств, относительно желаемого финансирования.
Например, помню, как один народный депутат, член комитета по вопросам культуры и духовности, в ответ на упрек своего коллеги вроде: «вы там и днем, и ночью в том бюджетном комитете только для того, чтобы выбить деньги на свой университет» сказал «...а кто вам мешает делать то же самое? Может просто меня волнует мой университет значительно больше, чем вас на самом деле волнует украинское книгоиздание?».
Не поспоришь. Поэтому каждый раз, когда я слышу от кого-то из народных избранников обвинения в адрес других депутатов в том, что они что-то там себе куда-то «выбегали», например, на округ, у меня возникает только один вопрос: «А что вам мешало сделать то же самое?»
И ответ очевиден: отсутствие мотивации или смекалки. То же самое можно сказать и о «шкурных интересах» отдельных депутатов, связанных с бизнесом.
Поверьте, любой депутат тщательно пересмотрит каждую букву и каждую цифру, которая имеет хоть малейшее отношение к его бизнес-интересам. И правильно сделает. Причем, сделает это независимо от того, когда раздали кипы бумаги, на которых нужно найти одну единственную строку с несколькими числами. В конце концов, для этого и существуют, кроме всего, помощники-консультанты, задача которых как раз и состоит в том, чтобы найти, проанализировать и доложить. Конечно, если эти помощники существуют не для выполнения декоративных функций.
Парадокс ситуации заключается в том, что когда у человека, который волей судьбы попал под купол парламента, нет ни желания ни способностей отстаивать интересы отрасли (потому что не имеет никакого отношения, например, к книгоизданию или профтехобразованию), ни необходимости защищать бизнес-интересы в силу отсутствия бизнеса, его функция в бюджетном процессе сводится либо к пассивному наблюдению под личиной «критики олигархических кланов» или к «пособничеству» этим «олигархическим кланам». Последнее, как не трудно догадаться, обычно делается далеко не без выгоды для себя.
Впрочем, это не означает, что «вознаграждение» за голос, отданный в поддержку Бюджета, обязательно нужно искать между строк с цифрами, как в случае с «Пожтехника».
На самом деле, награда может найти «героя» в виде «кэша»; транзакции на счет в оффшоре, открытого, например, на имя гражданина Панамы Джона Джонсона; обещания закрыть или не возбуждать уголовное дело; назначения на «хлебную должность» необходимого человека и тому подобное.
И доказать, что вхождение в коалицию неподкупного депутата и назначение на должность руководителя одной из региональных таможен ее гражданского мужа каким-то образом взаимосвязаны, будет более чем проблематично.
Словом, все, кому прочитать Бюджет было действительно нужно, его прочитали. Причем, еще в процессе его написания. А тот, кто не прочитал, на самом деле не очень этого и хотел. Соответственно, и неприятные неожиданности ждут только последних.
И, конечно, нас с вами.
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»