В одной из своих работ, написанных уже после Революции, «вождь мирового пролетариата» утверждал: «Мы боимся чрезмерного расширения партии, поскольку к правящей партии неизбежно стремятся примазаться карьеристы и проходимцы, которые заслуживают только того, чтобы их расстреливали». Сейчас, наблюдая за «паломничеством» в ряды революционеров и реформаторов людей, на которых негде клеймо поставить, невольно убеждаешься в правильности мыслей «вечно живого Ильича».
Справедливости ради надо отметить, что карьеристы и проходимцы стремятся «примазаться» не только к правящим партиям. С не меньшим энтузиазмом они «примазываются» к общественным настроениям и паразитируют на них. Например, то ли в сумерках Средневековья, то ли уже на рассвете Нового времени, все большую популярность в широких массах «еврооптимистов» приобрела охота на ведьм. Преследовать лиц, которые якобы вошли в сговор с самим дьяволом, было делом довольно простым, поэтому неудивительно, что многие присоединились к бескомпромиссной борьбе против тех, кто продал душу сатане. Немало кто из них сделал молниеносную карьеру и нажил неплохие доходы.
В частности, хорошо известна история одного молодого человека, который сообразил, что преследование ведьм может быть весьма прибыльным делом. Путем заговоров и интриг ему удалось убедить и клир, и общественность в том, что у него есть исключительный дар определять тех, кто «продал душу сатане». Достаточно было этому субтильному парню с редкой бородкой указать на кого-то пальцем, как подозреваемого или подозреваемую хватали и бросали в воду. Чрезвычайно одаренный субтильный парниша утверждал, что слуги дьявола не тонут, и если подозреваемые выплывали на берег, их уже ждали казематы инквизиции, где под пытками жертвы признавались в связях с Люцифером и попадали на костер. На радость толпы и не без выгоды для самого молодого человека, который не гнушался использовать свой дар, устраняя конкурентов своих духовных и светских патронов.
Понятно, что духовный авторитет «богоизбранного» молодца рос каждый раз, когда с его помощью удавалось вывести на чистую воду очередного колдуна или ведьму. А вместе с духовным авторитетом росла и власть борца против дьявола и его слуг, которую проходимец успешно конвертировал в собственность.
Так могло продолжаться довольно долго, если бы молодой человек не обнаглел настолько, что начал иногда «подозревать» в колдовстве все более богатых и влиятельных сограждан, власть и собственность которых уже давно мозолили ему глаза.
И однажды кто-то из клириков предложил применить ту же методику, которую богоизбранный использовал для обнаружения слуг дьявола, против самого богоизбранного, дабы убедиться, что он сам не служит злу.
Субтильного молодого человека бросили в воду... И он медленно поплыл к берегу. А там его уже ждали пытки, под которыми он признал, что продал душу дьяволу, и костер.
Несмотря на схожесть, заметную невооруженным глазом, между героем средневекового рассказа, упорно преследовавшего слуг дьявола, и нынешними непримиримыми борцами то ли С, то ли ПРОТИВ коррупции в Украине, любые совпадения, конечно, являются случайными. Но, несмотря на всю случайность деталей и обстоятельств, можно сделать вывод о закономерностях, которые находятся вне временных границ.
Во-первых, предлагая применять к другим определенные критерии, надо быть готовым к тому, что их рано или поздно применят и к тебе. А главное, при существующих в Украине социальных практиках и институтах, НЕВОЗМОЖНО определить кто есть кто, поскольку объекты обвинений со стороны «непримиримых борцов с коррупцией», так же, как и сами «непримиримые борцы», приобретают собственность упорным трудом, или. на крайняк, занимают у родных, близких и любимых людей.
И ничего не поделаешь. По крайней мере парадигма «указания пальцем» на коррупционеров в эфирах со вчерашнего дня исчерпала себя окончательно. Дальнейшая эксплуатация этой парадигмы бесповоротно выродится к принципу «сам дурак».
А предложить другие подходы одаренные субтильные молодые люди, к сожалению, не в состоянии, потому что это сложнее, чем по указанию спонсоров тыкать пальцем в слуг дьявола, прокладывая себе путь к власти и собственности.
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»