Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Читати українською
Какие важнейшие законопроекты готовят к рассмотрению в Верховной Раде народные депутаты Украины, проанализировали эксперты аналитической группы Левиафан.

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что текущая пленарная неделя будет посвящена принятию законопроектов, необходимых для получения очередного транша от Международного валютного фонда. По словам спикера, таких законов 14 и их примут до конца этой недели. Такое количество, пожалуй, не по зубам сегодняшнему парламенту с его ссорами и противостояниями.

Также не забываем и о шантаже: под эгидой принятия законопроектов для МВФ может быть проголосовано то, что не имеет никакого отношения к требованиям фонда, а наоборот – облегчает жизнь одному из олигархических кланов, поэтому следим внимательно!

Бюджетная и социальная политика

Интересен тот факт, что Администрация Президента не знает о законопроекте №4543 о внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (относительно социальных стандартов и объема субвенции на предоставление льгот и жилищных субсидий), которым Кабинет министров предлагает увеличить доходную и расходную часть Государственного бюджета Украины и даже социальные стандарты для населения. Причем доходы возрастут настолько, что правительство готово пойти на отмену налогообложения пенсий о чем говорится в законопроекте №4542 проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения пенсий».

Причем эти законопроекты попытаются голосовать пакетно, ведь под лозунгами субсидий и отмены налогообложения пенсий Кабмин будет протягивать повышение социальных стандартов (предлагается увеличить минимальную заработную плату с 1450 до 1600 грн) только с 1 декабря, а не со дня фактического повышения цен на газ. Хотя в пояснительной записке именно повышение социальных стандартов и выплат обосновывается повышением цены на газ. Рискну спрогнозировать, что повышение минимальной зарплаты планируется на декабрь только из страха действующей власти перед массовыми социальными протестами осенью 2016 года. Премьер-министр Владимир Гройсман оставляет за собой люфт возможностей: в случае роста социальной напряженности будут повышены соцстандарты или даже снижены цены на газ, в случае отсутствия напряженности – норму о повышении минимальной зарплаты можно спокойно отложить до 2017 года.

Также законопроектом №4543 предусмотрены субвенции в местные бюджеты, за счет которых АПУ, возможно, сможет рассчитаться с депутатами-мажоритарщиками за поддержку резонансных законопроектов правительства и Банковой.

Преодоление вето Президента Украины

Как всегда, на этой неделе народные избранники будут преодолевать вето Президента по законопроектам, которые должны улучшить жизнь рядового украинца. В этот четверг в зал будет внесен законопроект №4024 «О внесении изменений в приложения №3 и №7 к закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других, предусмотренных законодательством, льгот», которым предлагалось выделить местным бюджетам субвенции в размере 1 млрд 917 млн ​​833,2 тыс. гривен. Это бы помогло решить проблему перевозки так называемых «льготников», но Президент Украины Петр Порошенко обращает внимание на то, что необходимых средств в Госбюджете нет, и, соответственно, предлагает отклонить данный проект закона. Исходя из того, что он был принят 245 голосами, то шансов преодолеть вето Президента у этого законопроекта нет.

Уголовно-правовой блок

Проект №2254 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации уголовной ответственности женщин) авторства нардепов-членов правоохранительного комитета парламента предусматривает исключение возможности назначения женщинам такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы.

С прошлой пленарной недели остался проект №3254 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды алкогольных напитков, табачных изделий». Проект разработан с целью введения уголовной ответственности за контрабанду табака и алкоголя. По информации Государственной фискальной службы, в 2015 году по фактам контрабанды сигарет и алкогольных напитков возбуждалось более 15 тысяч уголовных производств на общую сумму 1,7 млрд грн, следовательно, проект целесообразен с точки зрения уменьшения безумного уровня контрабанды и наполнения Госбюджета средствами от реализации конфискованного у контрабандистов товара и уплаты ими штрафов.

С приближением лета актуальным становится вопрос пересечения границы и безвизового режима. Верховная Рада не отстает в этом вопросе. Проект №3224 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно документов, подтверждающих украинское гражданство, удостоверяющих личность или специальный статус, направленных на либерализацию Европейским Союзом визового режима для Украины, предусматривает ряд новелл в этой сфере. В частности, предусматривается:

– введение документов с имплантированным бесконтактным электронным носителем; – введение обязанности оформления паспорта гражданина Украины после достижения 14-летнего возраста; – внедрение карточки трудового мигранта как документа, удостоверяющего личность иностранца, который намерен заниматься предпринимательской деятельностью в Украине и тому подобное.

Еще один проект из этого блока, это законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения правил въезда в Украину, включая временно оккупированную территорию, и выезда из нее» №2285. Проект предусматривает запрет любой туристической деятельности, при которой может быть нарушен порядок въезда или выезда с временно оккупированной территории, вплоть до установления уголовной ответственности для субъектов хозяйствования.

Блок здравохранения

Есть основания полагать, что в высшем законодательном органе страны сформировалась некоторая негативная тенденция. Возникают трудности при принятии определенных поправок в законодательные акты государства, положения которых, мягко говоря, не особенно охотно воспринимаются народными избранниками демократического вектора взглядов, но их продвижение прямо или косвенно лоббируют влиятельные лица. Такие документы обычно вносятся под «соусом» крайне положительных общих идей, например, о безвизовом режиме или гармонизации национального законодательства с правовым пространством европейского сообщества. Вот и сегодня в повестке дня сессии содержатся отдельные документы с подобной формулировкой. Речь идет о проектах законов:

– №4465 «Об особенностях имплементации отдельных положений законодательства Европейского Союза относительно обращения лекарственных средств». По утверждению разработчиков документа, его принятие даст более качественное регулирование сферы обращения лекарственных средств, начиная от унификации и адаптации терминологического аппарата медицинской сферы к актам законодательства ЕС, продолжая нормированием порядка получения и выдачи торговых лицензий (сейчас – регистрационных свидетельств), производства, классификации, импорта, рекламы, оптовой и дистанционной торговли лекарствами, заканчивая введением контроля качества таких медицинских препаратов.

Законодательная инициатива изложена авторами как отдельный закон, содержащий 156 статей, к которому отдельно прилагаются требования к материалам досье на лекарственное средство. Хотя предложенное название документа является неудачным, поскольку не соответствует его сути, так как фактически речь в нем идет не об имплементации норм ЕС, а об отдельном регулировании данной сферы. Планируется, что в случае принятия парламентом и неприменения к нему Президентом Украины права вето документ вступит в силу уже с 1 января следующего года.

– №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине». Законопроект состоит из 20 статей, объединенных в 7 разделов, и имеет несколько принципиальных новелл для медицины. Прежде всего, документ фактически на законодательном уровне внедряет платность медицинских услуг. Абсолютно бесплатной остается экстренная медицинская помощь, другие же медицинские услуги предоставляются полностью или частично безвозмездно в зависимости от возможностей финансового ресурса Бюджета.

Также документ предусматривает, что общую координацию медицинского обслуживания и координацию оказания высокоспециализированной медицинской помощи будет обеспечивать Минздрав Украины. Координацию оказания первичной, специализированной, экстренной, паллиативной, стоматологической медицинской помощи и медицинской реабилитации будут обеспечивать органы по вопросам здравоохранения, подчиненные облгосадминистрациям. Посвящено внимание и порядку создания, реорганизации и закрытию учреждений здравоохранения, осуществляемой по решению местных органов государственной власти и местного самоуправления.

Из упомянутых причин принятия таких документов должно происходить под прицелом внимания общественности. Насколько решительными и последовательными будут народные избранники при рассмотрении этих документов, мы сможем увидеть уже на этой пленарной неделе.

Местное самоуправление

Существенно повлиять на деятельность органов местного самоуправления может принятие парламентом законопроекта №2446 «Об органах самоорганизации населения», который должен заменить одноименному действующему закону. Этот документ раскрывает правовой статус, порядок создания, организации деятельности, прекращения полномочий и ликвидации органов самоорганизации населения (далее – ОСН). Фактически, он является адаптированным вариантом законопроекта №3704-1 от 11.12.2013 г., который подавался в Верховную Раду Украины прошлого созыва.

Среди прочего документом уточняются и расширяются принципы, на основании которых осуществляют свою деятельность ОСН, вводятся четыре территориальных уровня ОСН и устанавливается договорный принцип распределения полномочий между органами самоорганизации различных уровней. Дополняется состав актов, которые они могут принимать. В законопроекте речь идет и о запрете создания на одной территории двух и более ОСН одного уровня. При этом соответствующий местный совет сможет отказать в предоставлении разрешения на создание ОСН только при условии, если инициирование его создания было осуществлено с нарушением требований, установленных настоящим законом.

Однако, возможно, исходя из мотивов гармонизации и обеспечения стабильности законодательства, более концептуально корректным шагом модернизации данной сферы было бы внесение соответствующих изменений в действующую редакцию закона «Об органах самоорганизации населения», а не принятие нового с одноименным названием.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: