Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Читати українською
Какие важнейшие законопроекты готовят к рассмотрению в Верховной Раде народные депутаты Украины, проанализировали эксперт аналитической группы Левиафан.

Очередная сессионная неделя, конечно, будет менее насыщенная событиями и скандалами, чем предыдущая, но это не беда. Кабмин отозвал на доработку более 150 законопроектов, внесенных правительством под руководством Яценюка, которые имеют все шансы снова быть зарегистрированными в парламенте в течение следующего месяца.

Эта неделя может получить название «социальная», ведь повестка дня на вторник сформирована именно по социальным вопросам, но как оно будет на самом деле – посмотрим.

Национальная безопасность и оборона

В сфере национальной безопасности и обороны парламентом будет рассматриваться проект №2001а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно генетической идентификации военнослужащих)». Проект предусматривает возможность осуществления идентификации погибших военнослужащих с помощью ДНК. Следует отметить, что взятие проб ДНК будет добровольным для военнослужащих.

Судоустройство

В сфере судоустройства интересный законопроект №2318 «О внесении изменений в закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» о необходимости соблюдения принципа равноправия судей Конституционного суда Украины», призванный сделать и без того равных судей Конституционного суда Украины еще «более равными». Проект предусматривает учет при начислении заработной платы судьям КСУ их стажа научной, педагогической, профессиональной деятельности и государственной службы. Ранее судьям начислялась надбавка только за судейский стаж, но не все судьи КСУ ее получали, поэтому, чтобы зависть не парализовала деятельность КСУ, Руслан Князевич внес вышеуказанный проект закона.

Также проект №3328 «О внесении изменений в закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд (относительно обеспечения прав судей, занимающих должности в судах, прекративших работу в связи со стихийным бедствием, военными действиями, проведением антитеррористической операции)» решит еще одну проблему отечественного правосудия. Проект позволит судьям, которые не могут осуществлять правосудие в судах, которые находятся на территории проведения АТО, прикрепляться к другим судам по решению Высшей квалификационной комиссии судей.

Преодоление вето Президента

К сожалению, несмотря на официальную риторику «Блока Петра Порошенко» о необходимости защиты социальной защиты населения, а также воинов АТО и членов их семей, сам Петр Алексеевич не настроен воплощать в жизнь эти тезисы. Так, под его вето попали проекты законов о внесении изменений в закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам (№2676) и о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей (№2406). Законопроекты предлагают, соответственно, расширение перечня лиц, имеющих право на получение субсидий на пенсионеров и инвалидов независимо от того, работают они или нет, и увеличение размера выплат воинам АТО в случае получения инвалидности и членам семей воинов АТО в случае их гибели. С одной стороны, конечно, эти проекты законов были заведомо популистскими, ведь у государства объективно нет средств на воплощение этих законов в жизнь. С другой стороны, следует обратить внимание, что государство в лице Президента Украины экономит не на том.

Но если законопроект №2676 Президент предлагает отклонить в целом, то в №2406 Петр Алексеевич предлагает только уменьшить размер выплаты при гибели военнослужащего для членов его семьи в размере 750-кратного прожиточного минимума, до фиксированной суммы, которая должна составлять 700 тыс. грн. Если простыми цифрами, то с 997 500 грн (прожиточный минимум на сегодняшний день 1330 грн х 750) до 700 тыс. грн. Опять же, хочется отметить, что власть предлагает экономить на этом.

Уголовно-процессуальный блок

Также снова представлен проектом закона о частной детективной (розыскной) деятельности №3726, авторства народных депутатов - членов правоохранительного комитета ВРУ. Проект является ничем иным, как немного переделанным проектом закона о детективной деятельности, который блуждает по Верховной Раде еще с шестого созыва. Документ имеет легкий лоббистский оттенок, призванный ввести в правовую систему Украины понятие частной детективной деятельности и закрепить правила игры для частных детективов. Предусматривает достаточно широкие права для частных детективов, использование ряда спецсредств и оружия нелетального действия.

АТО

Парламент рассмотрит проект №4197 «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно предоставления субвенций Донецкой и Луганской областям от остатков средств местных бюджетов населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти не осуществляют свои полномочия.

Принятие законопроекта позволит зачислять остатки средств местных бюджетов населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно осуществляют свои полномочия, в специальный фонд и дальнейшего их использования в виде субвенции из Госбюджета соответствующим областным бюджетам Донецкой и Луганской областей на восстановление объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилищного фонда и систем обеспечения жизнедеятельности.

Блок правосудия

Судя по всему, народные избранники наконец возьмутся за благоустройство отдельных аспектов гражданского и хозяйственного судопроизводства, а также уделят внимание реформированию завершающей стадии судебного производства. В последнем случае речь идет об исполнительном производстве и составе органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений, а также решений других органов власти и их должностных лиц.

В кругах практикующих правоведов уже давно сформировался тезис о том, что в сегодняшних украинских реалиях построить удачную правовую позицию и выиграть дело в суде – это только малая часть успеха в решении проблемы клиента, поскольку через некоторое время, уже после судебных тяжб, непреодолимым барьером возникают проблемы с реальным исполнением принятого судебного решения, а их преодоление требует значительных усилий. Сейчас Государственная исполнительная служба, мягко говоря, недостаточно результативно работает на защиту интересов участников исполнительного производства, а ее работа не нацелена на результат, да и среди властных структур имеет, пожалуй, один из самых низких уровней доверия граждан. Возможно, скоро эти и другие проблемы останутся в истории.

Так, отдельные практические шаги реализации Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы, о которых упоминается в указе Президента Украины от 20.05.2015 года №276, раскрываются в пакетах проектов законодательных реформ, которые внесены в Раду еще в августе прошлого и в январе этого года Президентом Украины и определены им как неотложные. Среди них:

  • законопроект №2506-а «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Документ должен стать на смену действующему закону «О государственной исполнительной службе». Основная концепция документа - внедрение смешанной системы принудительного исполнения решений путем введения института частных исполнителей и модернизация действующих органов государственной исполнительной службы. Проектом также меняется подход к обжалованию решений, действий и бездействия субъектов исполнительного производства, к которым применяется механизм судебного контроля.

  • законопроект №2507-а «Об исполнительном производстве» должен стать базовым документом в сфере исполнительного производства. Документ в значительной степени дублирует принципы и идеи одноименного действующего законодательного акта, хотя и пересматривает подход к отдельным этапам исполнительного производства. Однако, все же основополагающей его целью является адаптация действующего законодательства, учитывая внедрение института частных судебных исполнителей. Поэтому, возможно, более концептуально корректным шагом модернизации законодательства было бы внесение соответствующих изменений в действующий закон «Об исполнительном производстве», а не принятие нового закона с таким же названием. Кстати, реформирование системы нотариата и введение института частных нотариусов происходило именно по последнему сценарию путем внесения изменений в действующий закон.

  • законопроект №2508-а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно частных исполнителей)» нацелен на закрепление налогового статуса частных исполнителей и определение их как отдельной категории налогоплательщиков.

  • законопроект №3768-а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» предусматривает создание отдельной автоматизированной электронной системы ареста средств лиц на банковских счетах.

С помощью этой системы судья и судебный исполнитель получают возможность отправлять в банки соответствующие документы о наложении ареста на банковские счета ответчика и должника. В дальнейшем эти документы будут прорабатываться автоматизированными системами заведений без вмешательства их работников, а учреждения осуществлять арест средств, находящихся на банковском счете. В конечном итоге принятие этого документа однозначно должно сократить бюрократическую процедуру наложения ареста, а потому призвано улучшить правовое положение кредитора в имущественных спорах, поскольку уменьшит риски с последующим невыполнением судебного решения из-за перевода ответчиком (должником) средств с собственного на другие банковские счета, оформленные на подконтрольных, юридически не связанных лиц.

  • законопроектом №3769-а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» путем внесения изменений в процессуальные кодексы и профильных законов по судопроизводству предлагается создать автоматизированную систему электронного приказного производства по рассмотрению определенных категорий споров имущественного характера.

Ожидается, что эти новеллы должны уменьшить нагрузку на судебную систему Украины, предоставив возможность оперативно и с применением современных информационных технологий рассматривать дела без участия сторон, а возможно и позволят уменьшить бюджетные расходы на содержание судебных органов. Как эти идеи приживутся на практике - покажет время.

Минутка лоббизма

Олег Валерьевич Ляшко продолжает возглавлять рейтинг лоббистов Верховной Рады Украины. На этой неделе в зал будут внесении законопроекты №2617 и №2618 о внесении изменений в Таможенный и Налоговый кодексы Украины в части освобождения до 1 января 2017 года от налогообложения ввозной пошлиной, а также налогом на добавленную стоимость деревообрабатывающего оборудования товарной группы 8465 согласно УКТВЭД. Принятие такого законопроекта существенно снизит цену деревообрабатывающего оборудования, которое будет способствовать росту конкурентоспособности деревообрабатывающей отрасли Украины.

Второе место в этом рейтинге занимает народный депутат Украины Нина Южанина. Ее законопроект №2971-д «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» в части отмены для пивоваренной отрасли:

  • аттестации производства;

  • сертификации и подтверждения соответствия продукции;

  • лицензирования производства;

  • регулирования Кабинетом министров Украины минимальных оптово-отпускных или розничных цен;

  • государственного регулирования нормирования потерь при производстве;

  • внесения мест хранения продукции в Единый государственный реестр;

  • единых с алкогольными напитками требований к маркировке продукции.

Принятие данного законопроекта нивелирует те ограничения, которые были введены 28 декабря 2014 года с принятием закона Украины №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» и отменит приравнивание регулирования обращения пива к обращению алкогольных напитков.

С одной стороны, закон развяжет руки производителям и дистрибьюторам пива и будет способствовать развитию пивной отрасли в Украине. С другой стороны, данный проект закона просто закрепит тот факт, что налоговая реформа в части регулирования обращения пива так и осталась на бумаге.

В случае принятия законопроекта Нине Южаниной и другим народным избранникам, которые лоббируют интересы пивной отрасли в парламенте, гарантировано место в пантеоне «святых производителей пива», которые в свою очередь гарантировано получат сверхприбыль от внедрения этого закона в действие.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: