Зубко: «теплыми кредитами» уже воспользовались 100 тысяч семей

Читати українською
Вице-премьер-министр – министр регионального развития Геннадий Зубко рассказал Слову и Делу о достижениях Министерства за прошедший год и планах на будущее.
Геннадий Зубко

«Слово и Дело» продолжает серию публикаций, посвященную годичному отчету правительства. На этот раз журналисты агентства встретились с вице-премьером – министром регионального развития Геннадием Зубко, чтобы из первых уст услышать об основных достижениях и планах Минрегиона на ближайшее время. Разговор с министром происходил в день отчета Кабмина в Верховной Раде. После этого было бурное обсуждение дальнейшей судьбы правительства Арсения Яценюка и неудачное голосование за выражение ему недоверия. Однако в своем разговоре глава Минрегиона не сосредотачивался на политических вопросах.

Ключевым вопросом для работы многих министерств в течение последнего года было проведение децентрализации. Ваше ведомство играло в нем основную роль. Какие результаты есть на сегодня?

Практически все, что происходит, касается реформ – либо децентрализации, либо энергоэффективности, либо дерегуляции – это три направления, которые вело конкретно Министерство. Децентрализация – есть конкретный результат, принято законодательство, все, что должно было быть принято, кроме изменений в Конституцию. Сейчас мы ожидаем изменений в Конституцию. После этого мы сможем принять закон о местном самоуправлении, о префектах, об административно-территориальном устройстве. В принципе, ввести весь механизм децентрализации – означает новую систему управления в государстве. В связи с этим направлением децентрализации также была проведена очень массированная работа, и я тут благодарю комитеты Верховной Рады и всех министров – закон о государственной службе. Это то, что помогло практически изменить подход к государственной службе. Увеличить ответственность, сделать кадровый резерв, сделать службу управления персоналом – то, чего никогда не было в государственной службе, и вообще по-новому подойти к реформированию государственной службы.

Как проходит процесс объединения громад и каковы перспективы процесса в будущем?

Сейчас также во втором чтении находится закон об органах государственной службы местного самоуправления – и это важный закон, потому что он регламентирует практически службу тех людей, которые будут работать в местном самоуправлении. Децентрализация – это не только разрушение советской ситемы управления. Это просто новый подход, новая формация европейского качества управления в государстве. Есть объединенные территориальные громады – 159, весной мы ждем еще 10, они будут вынесены на выборы. И если сейчас пройдет этот этап нестабильности в Раде, то я думаю, что еще много присоединится людей к объединению, потому что правительство выделило средства на поддержку объединенных территориальных громад – это 1 млрд грн, и Фонд регионального развития в этом направлении работает...

Изменения в Конституцию в части децентрализации: последствия и спорные моменты«Слово и Дело» проанализировало предложенный Президентом проект изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.

То, что касается вообще дерегуляции: максимально в условиях децентрализации мы должны передать все полномочия на места: управление территорией, планирование, энергоэффективность, привлечения средств, использовании местных бюджетов. Поэтому в этом направлении мы в этом году (2015-2016 гг. – Ред.) передавали полномочия по архитектурно-строительной инспекции. В этом году нас ждет проведение земельной реформы с той точки зрения, чтобы объединенная территориальная община могла передавать, принимать полномочия по распоряжению землями государственной собственности.

Как обстоят дела с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, в частности с использованием энергосберегающих технологий?

Это вопрос практически национальной безопасности. Это вопрос экономии средств, уменьшения покупки российского газа, использования валюты. И поэтому сегодня тот огромный объем субсидий, который выделяется государством людям, которые не могут заплатить, мы должны направить на термомодернизацию и таким образом построить один раз систему так, чтобы, потратив один раз, мы потом не привлекали эти средства ежегодно. Поэтому в прошлом году была введена программа «теплых кредитов», в этом году она продолжается практически на 900 млн и есть определенные уже достижения – 100 тысяч семей за прошлый год воспользовались этой программой и в этом году мы еще расширяем спектр возможностей этой программы для того, чтобы максимально привлечь тех людей, которые будут комплексно подходить к термомодернизации.

Также есть наши международные партнеры – Всемирный банк, который работает с нами, другие банки, которые помогают двигаться в двух направлениях. Это модернизация коммунальных предприятий, которые должны уменьшить свои расходы и предоставить более качественную услугу за справедливую цену, и второй вопрос – это термомодернизация жилого сектора и социальных объектов. Здесь мы привлекаем уже конкретно кредиты от международных финансовых организаций. То, что касается жилищного сектора – это именно создание концепции и модели фонда энергоэффективности, который вместе с нами разработан Европейским Союзом и правительством Германии.

Ваше ведомство также ответственно за восстановление инфраструктуры Донбасса, поддержку местного населения и переселенцев. Есть чем похвастаться в этом направлении?

Агентство по восстановлению Донбасса принимало участие и в трех контактных Минских группах, где точечно решались вопросы по поводу гуманитарной помощи, организации переходов, и самое главное – возобновления инфраструктурных проектов. Поэтому, кроме 300 млн грн, выделенных в прошлом году на восстановление Донбасса и социальную инфаструктуру, также сейчас Агентство координирует практически те проекты, которые ведутся от международных организаций. Это в первую очередь Европейский инвестиционный банк, подписавший с нами кредитное соглашение на 200 млн евро по чрезвычайной программе восстановления Донбасса, и в первый транш – это 28 млн евро – попали именно социальные объекты. Это восстановление жилья, общежитий, хостесов для того, чтобы поселить переселенцев в более качественные условия.

Вторым этапом будет идти восстановление инфраструктуры – это и мосты, и коммунальные предприятия. Наряду с этим работает программа по банку KFW – это немецкий банк, который дал уже 200 млн евро в качестве макрофинансовой помощи правительству Украины, и также в трех направлениях – энергетика, системы жизнеобеспечения, а также инфраструктура. Сейчас отрабатываются проекты, они перенаправлены в немецкие банки, которые сейчас принимают решение, какие именно проекты будут профинансированы. Эти проекты касаются не только Донецкой и Луганской области, они касаются и Запорожской, и Харьковской, и Днепропетровской областей, то есть тех областей, которые больше всего сегодня приняли вынужденно переселенных лиц.

Геннадий Зубко об итогах работы Министерства регионального развития в 2015 годуSlovoiDilo

Продолжение следует.

Беседовала Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: