Украине не нужны крымские здравницы?

Читати українською
Президент Украины Петр Порошенко 26 августа ввел в действие решение СНБО о взыскании с России компенсации за аннексию Крыма.

На днях Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о взыскании с России компенсации за Крым. Таким образом, 26 августа вечером вступило в силу решение СНБО от 20 июля 2015 года «О состоянии реализации мер по защите имущественных прав и интересов государства Украина в связи с временной оккупацией части территории Украины».

Что решили?

На сайте главы государства документ уже доступен, правда, за исключением третьего пункта, который считается тайным. Остальные решения СНБО известны. Так, Кабмину поручается на постоянной основе вести учет убытков, которые наносит государству оккупация Крыма и Севастополя. Кроме того, правительство должно начать переговоры с Россией по поводу соглашения о взаимной защите инвестиций. Официальный Киев гарантировал Москве полную и безусловную сохранность российских инвестиций на своей территории.

Получили поручения и другие ведомства. Минюст должен организовать юридическую помощь гражданам Украины, пострадавшим от оккупации Крыма. МИДу, согласно решению, поручено начать процедуру закупки юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, а также подготовить стратегию их защиты вместе с другими министерствами.

Для чего?

Защищает решение СНБО в первую очередь имущество государства. По подсчетам Министерства юстиции, вследствие аннексии АР Крым у Украины незаконно было отнято больше 400 предприятий и 18 газовых месторождений. Общий ущерб Украины от действий России на полуострове оценивается более чем в триллион гривен.

«Речь идет о большом количестве экономических преступлений, в частности, отчуждении как государственного, так и частного имущества. В Крыму насчитывается более 4000 субъектов предпринимательской деятельности, которые незаконно сменили своих владельцев в пользу российских граждан», – отмечает политолог Тарас Березовец. Продолжается также несанкционированная выкачка газа из вышек «Черноморнефтегаза». Там постоянно дежурят российские военные корабли. Аналогичная ситуация с залежами на территории Прикерченского шельфа, говорит эксперт.

Вернуть имущество или хотя бы получить компенсацию Украина может только одним путем – собрать доказательную базу для еще одного иска против России в международный арбитраж.

Суд в помощь

Примечательно, но начать защищать свои имущественные интересы может и бизнес. «Резолюция ПАСЕ о признании России агрессором имеет важное значение для последующих исков против РФ», – прокомментировал Президент Украины Петр Порошенко решение Парламентской ассамблеи Совета Европы в июле. Именно это решение позволяет всем имеющим инвестиционные претензии, попытаться отстоять их в судах.

Несколько украинских компаний так и поступило. Исковыми первопроходцами стали «Приватбанк» и «Ощадбанк». Апеллировать им действительно есть к чему. В 1998 году между правительством Украины и России было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Россия, аннексировав полуостров Крым, нарушила это соглашение. Если РФ на протяжении шести месяцев сама не согласиться компенсировать убытки, бизнес сможет взыскать их через Третейский суд в Гааге. Право этого суда рассматривать иски к суверенным государствам закреплено ещё в гаагской Конвенции о мирном решении международных столкновений.

Впрочем, даже при условии, что бизнес выиграет дело, говорить о компенсации Россией нанесенных убытков со стопроцентной вероятностью не приходится. Даже самим фактом аннексии полуострова РФ показала свое отношение к международному праву и правовым институтам в принципе. С другой стороны, Россия продолжает быть участником международных соглашений, а их полное игнорирование может привести даже к изоляции государства.

Кто остался не у дел?

Решение СНБО решило минимум две проблемы. Во-первых, это защита государственного имущества, во-вторых – частного. «Это больше процедурный шаг с целью сбора доказательной базы для предоставления очередного иска к РФ в Европейский суд по правам человека. Почему именно ЕСПЧ? Потому что это один из немногих судов, в котором не работает положение о невозможности одностороннего применения той или иной юрисдикции. Говоря простым языком, в большинстве конвенций, которые подписывала РФ, она предусматривала пункт, согласно которому ни одна страна не могла начать судебный процесс против нее без ее согласования. Потому Украина сейчас и использует ЕСПЧ. Четыре иска уже подано, еще 500, среди которых порядка 100 именно по защите имущественных прав, представленные индивидуально гражданами Украины, которые имеют там собственность», – рассказывает в комментарии «Слову и Делу» политолог Евгений Заика.

Но остается еще одна проблема, никаким образом не затронутая в решении СНБО. На территории АР Крым, кроме частного и госимущества, осталось собственность профсоюзов, которая не считается государственной. «Никак, нигде не указывается, что Украина будет делать с профсоюзным имуществом, которое не относится к категории государственного, но которое строилось и реконструировалось, в том числе и в Крыму, за счет украинских налогоплательщиков. Это выходы к морю, здравницы, тысячи квадратных метров земли, различного рода сооружений, и, к сожалению, пока Украина никак не показала, как она собирается это защищать. Да и в принципе реакция власти по защите своих интересов в Крыму запоздалая. И это касается не только вопроса имущества, но и других: образования, социального обеспечения и пр.», – подытоживает ситуацию эксперт.

Стоит отметить, что перед самой аннексией Фонд социального страхования направил крымским здравницам почти 10 млн грн только на путевки, это не считая средств на реконструкции и ремонты. Теперь же, получается, что в этом имуществе государство не заинтересовано, раз не пытается защитить права тех, кому оно принадлежит. В общем, хочется верить, что вопрос этой собственности не очередной «слив», а просто оплошность, которую в скором времени в правительстве решат.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: