В Фонде госимущества взялись за популизм – заговорили о реприватизации предприятий

Читати українською
Глава Фонда госимущества Игорь Белоус заявил о возможной реприватизации украинских предприятий. Однако министр экономики Айварас Абромавичус и Президент Украины Петр Порошенко высказывались противоположно.

Не так давно уволенный с должности председателя Фискальной службы и только что назначенный глава Фонда государственного имущества Игорь Билоус заявил, что готов провести реприватизацию украинских предприятий. Однако, к таким обещаниям Украинцы уже имели привыкнуть.

«Реприватизация – это больше политический процесс, и хочу обратить ваше внимание, что Фонд является инструментарием. Если наши правоохранительные органы или Верховная Рада решат, что тот или иной объект нужно направить на реприватизацию, мы выполним нашу функцию. Заберем этот объект в нашу собственность и проведем повторный конкурс, как это было сделано по Криворожстали», – сказал Билоус. По его словам, сейчас Фонд госимущества сотрудничает с правоохранительными органами по ряду объектов, в частности «Укртелекому», который принадлежит олигарху Ринату Ахметову.

В целом же, претензии к Ахметову понятны: «Укртелеком» был приобретен австрийской компанией Epic по номинальной цене, которая сразу же перепродала предприятие Ринату Ахметову. Но «Укртелеком» – не единственное, за что на Ахметова имеют зуб. Есть вопросы и к приобретенным им пакетам акций предприятий энергетического сектора.

Все началось 3 апреля, когда ГПУ обратилась в суд с требованием признать незаконной продажу госпакетов акций ПАО «Днепроэнерго», ПАО «Закарпатьеоблэнерго» и ПАО «Донбассэнерго». В органах определили, что эти активы были проданы с нарушением законодательства и без конкуренции, что нанесло государству значительный ущерб.

Однако такое предложение реприватизации предприятий, приобретенных частными лицами с 2010 года, к сожалению, не идея Генеральной прокуратуры. Вслух говорить о возвращении предприятий начали с подачи экс-губернатора Днепропетровщины и одиозного олигарха Игоря Коломойского. Именно он отметил необходимость национализации предприятий Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. В том числе, речь тогда шла и о «Днепроэнерго». Впрочем, это происходило в 2014 году.

А уже в этом году Игорь Коломойский пошел на активные действия, создав альянс с Григорием Суркисом: «Бизнес-Инвест» и «Львовоблэнерго обжаловали в судах приватизацию 50% крупнейшей в Украине энергоснабжающей компании «Днепрооблэнерго» Рината Ахметова, мотивировав претензию отсутствием конкуренции в ходе торгов. Ранее «Бизнес-Инвестом» была обжалована и приватизация Ахметовым ценного энергетического предприятия «Западэнерго». Что из этого получится, скоро станет известно – следующее заседание суда состоится уже 23 сентября. Кроме того, прокуратура обжаловала в судах приватизацию 25% «Днепроэнерго» и «Закарпатьеоблэнерго».

В целом же, борьба с коррупционными схемами Януковича выглядит чем-то крайне правильным. Однако именно здесь у власти возникает определенная дилемма. С одной стороны, одним из ключевых направлений работы в этом году должна стать деолигархизация, что в определенном плане включает в себя и реприватизацию. И этот тезис имеет мощную социальную поддержку. С другой стороны, реприватизация может лишить власть поддержки финансово-промышленных групп, которая особенно необходима накануне городских выборов. Третья сторона – инвестиции, в которых нуждается экономика Украины. Многие инвесторы готовы заходить на рынок через приватизацию предприятий, но при условии возможности реприватизации игроки на рынок не пойдут.

При этом, еще три месяца назад министр экономики Айварас Абромавичус выступил против реприватизации в Украине. О невозможности возвращения в государственную собственность и последующей повторной приватизации заявлял и Президент Украины Петр Порошенко.

28 апреля в ходе Международной конференции в поддержку Украины Порошенко заявил, что власть не ставит целью пересмотр предыдущей приватизации ради принудительного изменения собственности того или иного предприятия. «Мы сейчас пересматриваем список государственных предприятий, которые должны пойти на масштабную программу приватизации... Цель этого процесса очень проста – мы не готовимся к тому, чтобы пересмотреть предыдущую приватизацию. Несмотря на призывы общества, мы не делаем этого. Но мы должны разрушить монополию маленькой группы бизнесменов», – отметил Глава государства.

Так почему чиновники снова говорят о реприватизации предприятий, которую так решительно отверг Президент? Скорее всего, это еще один пиар-ход, направленный на удовлетворение всех участников фарса и небольшой коррекции провластных рейтингов.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: