В Украине растет спрос на оппозиционные движения. Сначала «официальной» оппозицией себя окрестили представители политической партии «Оппозиционный блок». Уже позже, вовремя воспользовавшись противоречиями внутри коалиционного большинства, на авансцену с чисто оппозиционными заявлениями вышла Юлия Тимошенко и ее политическая сила «Батькивщина». Претендуют на часть оппозиционного пирога и «Радикальная партия Олега Ляшко», и партия «Самопомощь». Все эти политические проекты сейчас имеют свои фракционные представительства в парламенте: с одной стороны, все «оппозиционные» спикеры пользуются удобной площадкой для провозглашения своих заявлений, с другой – излишняя публичность является поводом для вполне уместной критики со стороны избирателей.
В конце концов, падение рейтингов всех нынешних партий, представленных в парламенте, дает призрачную надежду внепарламентским политическим силам побороться за голоса граждан. Актуальность данного вопроса возрастет накануне местных выборов.
Не отстают и украинские «левые» силы. Впервые в истории независимой Украины ни один из представителей Компартии не попал в Верховную Раду 8-го созыва. Поэтому на днях КПУ, Прогрессивная социалистическая партия Украины, 5 партий (среди которых малоизвестные партии «Киевская Русь» и «Рабочая партия») и еще 13 общественных организаций решили с новыми силами и со старыми идеями снова завоевывать расположение избирателей, проведя учредительное собрание нового политического объединения под названием «Левая оппозиция». Кроме лидера ПСПУ Наталии Витренко и бессменного руководителя Компартии Петра Симоненко, к объединению присоединились экс-глава Института национальной памяти, академик Валерий Солдатенко, легкоатлет Рудольф Поварицин и коммунист со стажем, бывший нардеп Георгий Крючков.
«Рождение» нового объединения сразу же ознаменовалось скандалом, который обещает обернуться для участников учредительного собрания судебными исками. Активист и юрист социалистического уже существующего объединения «Левая оппозиция» Виталий Дудин заявил, что будет подавать в суд на участников собрания из-за того, что они выбрали себе аналогичное название. «Если нам станет известно о регистрации общественной организации «Левая оппозиция», то мы обратимся в административный суд с иском об отмене такого решения. Есть судебная практика, которая позволяет прогнозировать положительное решение», - заявил господин Дудин.
Правда, ни громкие скандалы, ни любые объединения КПУ с неизвестными или полумаргинальными «левыми» проектами вряд ли прибавит ей в электоральном весе. Согласно последним социологическим замерам, рейтинг КПУ колеблется в пределах 0,3-0,8%, а самого Петра Симоненко – на уровне около 0,7% поддержки избирателей.
Такая сложная ситуация с рейтингами вовсе не означает, что «левые» идеи не пользуются спросом среди украинцев. Скорее, наоборот: в Украине до сих пор присутствует значительная прослойка людей, которые грезят социальным популизмом и мечтают о справедливом распределении благ. Однако сейчас на этом электоральном пастбище «пасутся» совсем другие представители отечественной политической фауны. Ключевая проблема «левых» - в имиджевых потерях из-за слишком устаревшего образа коммунистов в обществе и отсутствия новых медийных лиц.
Еще одна причина объединения «левых» - высокая вероятность запрета КПУ в судебном порядке. Пока попытки Минюста запретить КПУ потерпели фиаско: в конце мая Киевский окружной административный суд снял с рассмотрения соответствующее производство о запрете Коммунистической партии Украины.
Однако, учитывая процессы декоммунизации в Украине и принятого Верховной Радой соответствующего законодательства, следующий судебный иск может иметь значительно лучшие перспективы. Сам министр юстиции Павел Петренко вот уже в течение полугода так и не смог выполнить свое обещание по проверке судей, которые отказались рассматривать данное дело.
Первые публичные заявления «левых оппозиционеров» носят провокационный характер по отношению к нынешней власти. Так, Петр Симоненко заявил, что главной целью деятельности «Левой оппозиции» является «прекращение произвола действующей власти». «Мы хотим сосредоточить усилия на прекращении кровопролития в стране, а также оказать давление на власть и прекратить ее произвол. Мы ставим задачу открыть политический диалог в обществе, который отсутствует в обществе. Однако такой «диалог» есть между олигархами, которые стремятся присвоить остатки национального богатства страны», - подчеркнул господин Симоненко. Еще в более резких тональностях объединенные «левые» выразили свои позиции в своем учредительном Манифесте. Согласно тексту документа, представителей действующей власти обвиняют в отказе от сотрудничества с Таможенным союзом, уничтожении отечественной экономики, «насаждении национал-шовинистической идеологии», введением цензуры, манипуляциях общественным сознанием. Кроме того, «левые» не побоялись назвать Революцию Достоинства «февральским государственным переворотом», и отметили, что с тех пор внешнюю и внутреннюю политику Украины полностью определяют власти США и «международные финансовые олигархи». Такой «крик души» «левых» действительно можно назвать последними конвульсивными попытками объединить вокруг себя остатки действительно преданных фанатов «борьбы с мировым империализмом».
Так или иначе, заниматься откровенной пропагандой и привлечением новых сторонников «левых идей» КПУ будет непросто. Помехой этому может послужить законодательный запрет на демонстрацию коммунистической символики и пропаганду идей тоталитаризма. В случае игнорирования норм законов о декоммунизации, власть будет иметь все правовые основания для открытия уголовных производств и последующих действий по запрету Компартии в качестве основного носителя и вдохновителя коммунистической идеологии. Воспользоваться такой возможностью можно будет уже 22 июня: именно в этот день лидер КПУ объявил о намерении провести громкую «антифашистскую акцию».
С каким бы результатом не состоялись анонсированные «Левой оппозицией» акции, ее лидерам придется воспользоваться услугами креативщиков: чтобы обойти законодательный запрет на пропаганду коммунистической символики, необходимо будет или придумать новые способы агитации за свои идеи, или навсегда отказаться от заведомо популистских устремлений вернуться в большую политику.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»