Накануне местных выборов олигархи делают ставку на медиа-ресурсы

Читати українською
Нет сомнения, что накануне очередных местных выборов в Украине в борьбе за власть будет использована вся имеющаяся у украинских политических игроков артиллерия – от админресурса до грязных избирательных технологий. Так что же могут противопоставить друг другу Президент и группа отечественных олигархов?

Похоже, что в конце 2015 году украинцев ожидает кульминация длительного противостояния Президента и ряда представителей крупных монополий и бизнеса. «Я бы хотел, чтобы все поняли: деолигархизация – это не война с отдельными персоналиями, это война против системы», – заявил Петр Порошенко во время ежегодного послания к Верховной Раде.

Поэтому команда Петра Порошенко делает все, чтобы клише «олигарх» приобрело как можно более отрицательное значение в обществе, в то время как те же владельцы крупных капиталов пытаются любой ценой сохранить влияние на сформированные ими монополии, чтобы беспрепятственно получать сверхприбыли. Для этого они применяют весь имеющийся арсенал политических интриг, лоббирования законодательных инициатив через своих представителей в парламенте, информационные атаки и даже заказные акции протестов.

Нет сомнения, что накануне очередных местных выборов в Украине в борьбе за власть будет использована вся имеющаяся у украинских политических игроков артиллерия – от админресурса до грязных избирательных технологий. Так что же могут противопоставить друг другу Президент и группа отечественных олигархов?

О ходе событий на «олигархическом фронте» свидетельствуют последние кадровые решения президентской команды. Речь идет о назначении экс-президента Грузии Михаила Саакашвили на должность председателя Одесской ОГА. До этого назначения эту должность занимал Игорь Палица – близкий соратник бизнесмена и экс-главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского. Тот довольно нервно отреагировал на назначение Саакашвили, заявив о том, что он «сдаст Одессу русским». Уже через некоторое время команда Коломойского задействовала свое главное оружие – информационное. Так, на телеканале «1+1», который принадлежит бизнес-империи Коломойского, вышло телевизионное расследование, в котором откровенно рассказали о всех реальных и нереальных «грехах» нового главы Одесской области. Вместе с Саакашвили под горячую руку журналистов попал еще один представитель пропрезидентской команды в парламенте – бывший журналист, а ныне нардеп Мустафа Найем.

Еще один сигнал об усилении противостояния команды Президента и бизнесмена Игоря Коломойского – это слухи о возможной отставке главы Ивано-Франковской ОГА Олега Гончарука. Он тесно связан с интересами подконтрольной олигарху группы «Приват» в этом регионе. Как бы то ни было, если отставка состоится, такой шаг Президента будет свидетельствовать или о его решительных намерениях оставить вероятных политических конкурентов вне игры, или о его верности задекларированному курсу на деолиргахизацию.

Нет сомнения, что накануне очередных местных выборов в Украине в борьбе за власть будет использована вся имеющаяся у украинских политических игроков артиллерия – от админресурса до грязных избирательных технологий. Так что же могут противопоставить друг другу Президент и группа отечественных олигархов?

В списке вероятных противников президентской команды – целый ряд представителей крупного бизнеса, которые и сейчас сохраняют значительное влияние на украинскую политику. Все они – владельцы телевизионных каналов или других медийных ресурсов, которые имеют своих представителей среди депутатского корпуса Верховной Рады, финансируют, возглавляют или входят в состав руководящих органов политических партий. В ближайшее время против команды Петра Порошенко в бой вступят силы бизнесменов Дмитрия Фирташа, Рината Ахметова, Вадима Новинского и, возможно, Виктора Пинчука. Все они так или иначе уже конфликтовали с представителями нынешней власти, а накануне местных выборов попытаются усилить свое давление. Итак, какие инструменты и ресурс применят представители крупного бизнеса, чтобы нейтрализовать все попытки пропрезидентской команды довести до конца процесс так называемой деолигархизации?

  1. Медийный ресурс. На этом уровне у каждого из представителей крупного бизнеса все в порядке. В распоряжении группы бизнесмена Дмитрия Фирташа есть мощный ресурс в виде одного из самых рейтинговых всеукраинских телеканалов – «Интер». У Игоря Коломойского – ряд информационных ресурсов, и еще один гигант телевизионного медиа-рынка – телеканал «1+1». У Рината Ахметова – это телеканал «Украина», у Виктора Пинчука – телеканалы ICTV и СТБ. У самого Петра Порошенко также есть козырь в рукаве – его «5 канал», который Президент отказался продавать, даже пообещав избавиться от собственного бизнеса. Кроме того, в случае чего, в распоряжении Президента есть лояльное Министерство информационной политики, которое возглавляет его давний соратник Юрий Стець и которое может стать полезным в случае особо наглых действий олигархов в медийном поле.

  2. Политический ресурс. Не секрет, что каждый из олигархов контролирует определенную группу народных депутатов в парламенте, а некоторые из них имеют прямое влияние на целые фракции. Кроме того, накануне внеочередных парламентских выборов 2014 года особо предусмотрительные из них «завели» своих людей и в ряды пропрезидентской фракции. Особенно серьезный ущерб фракции «Блока Петра Порошенко», исходя из количественного состава, в нынешнем парламенте могут нанести соратники Игоря Коломойского и Дмитрия Фирташа. Так, в «БПП» насчитывается около 30-40 нардепов, которые так или иначе имеют общие бизнес-интересы, или же являются близкими соратниками этих олигархов. Правда, на помощь в голосованиях пропрезидентской фракции могут прийти товарищи из депутатской группы «Воля народа», которую возглавляет близкий к Президенту нардеп и бизнесмен Игорь Еремеев. Этот фактор также нужно учитывать и в контексте переформатирования коалиции.

  3. Избирательный ресурс. Безусловно, ноу-хау этого осеннего политического сезона – запуск десятков политических проектов под разными названиями. Мини-партии начали борьбу за избирателей во всех регионах страны. Эти новосозданные политические партии будут забирать голоса на местном уровне у более серьезных политических игроков, но в любом случае, они будут действовать в интересах тех или иных олигархических групп. Так, в Днепропетровске активизировала свою деятельность партия «Возрождение», которую связывают с Игорем Коломойским, под Киевом в Ирпене – политическая сила «Новые лица», которая, скорее всего, будет действовать в интересах группы Фирташа-Левочкина. Поэтому единственным инструментом, который у Порошенко могут противопоставить в контексте борьбы с местными партийными проектами – это как можно удачнее прописать «под себя» новый закон о местных выборах. Именно с поиском оптимальной конфигурации такого закона эксперты и связывают промедление с его принятием.

Существенным аргументом Президента в войне с олигархами является поддержка политиков Запада. Еще одним фактором, который склонит чашу весов в сторону Гаранта, является демонстрация реальных изменений и реформ в стране ее гражданам. В сочетании с грамотной информационной кампанией, в основе которого будет лежать месседж «о равных возможностях для всех, а не только для избранных», президентская команда имеет все шансы выйти победителем в противостоянии с бизнес-монополиями и их желанием влиять на украинскую политику. В противном же случае, объединив свои усилия, представители крупного бизнеса могут серьезно дестабилизировать политическую ситуацию в стране – вплоть до проведения досрочных выборов Главы государства. Правда, такое объединение будет носить ситуативный характер в силу наличия значительных противоречий и конфликтов между самими олигархами, поэтому даже после условной победы над общим врагом, они снова сделают украинцев свидетелями очередной войны за передел собственности.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: