Уже больше года прошло с тех пор, как Президент Петр Порошенко во время предвыборной кампании пообещал продать свои бизнес-активы. Особый интерес вызывает ситуация по продаже кондитерского гиганта фабрики «Рошен» и медиа-актива – «5 канала». Сам Президент на многочисленные вопросы журналистов отвечает, что ему не хватает времени заниматься этим вопросом.
«В первые 2-3 месяца была найдена компания, которая занимается слиянием крупнейших компаний в мире. С ней было соглашение, что я не могу вмешиваться в процесс продажи – они этим занимаются. Во-вторых, мой график – я на работе 18-20 часов в сутки – не позволяет мне, фигурально выражаясь, встать на рынке и торговаться. В-третьих, в Украину, пока нет мира, не хотят идти инвесторы и покупатели», – недавно рассказал Президент об успехах по продаже крупнейшего его бизнес-актива – компании «Рошен».
Деликатность ситуации по продаже бизнес-активов заключается в том, что, будучи гарантом Конституции, нынешний Президент уже больше года перманентно ее нарушает. «Президент Украины не может иметь другого представительского мандата..., а также заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли», – говорится в Основном законе, нормы которого носят характер прямого действия.
Продажей бизнес-активов Петра Порошенко занимается инвестиционная компания «Rothschild». Продать корпорацию «Рошен» не просто: в активы кондитерского гиганта входят 7 отдельных подразделений, два из которых находятся за пределами Украины – «Клайпедская кондитерская фабрика» находится в Литве, а «Липецкая кондитерская фабрика «Ликонф» – в России. Несмотря на кризис и войну с РФ, корпорация работала успешно, и за год ее чистая прибыль составила 1,4 миллиона долларов. Терпела убытки только фабрика в Липецке – в 2014 году она показала чистый убыток в 407,3 млн рублей против прибыли в 178 млн рублей в 2013 году. В общем, проанализировать финансовое состояние корпорации аналитики могут лишь приблизительно: «Рошен» не является публичным акционерным обществом, поэтому имеет право не публиковать свои финансовые отчеты.
Задержка с продажей корпорации «Рошен» связана с 2 факторами. По мнению инвестиционных аналитиков, первая причина задержки – слишком высокая стоимость активов, за которые Президент хочет получить около 3 миллиардов долларов. Кроме того, представляет риск и сама покупка такого гиганта: в страну, в которой идет война, инвесторы не слишком стремятся вкладывать свои деньги. Однако Президент мог бы проявить принципиальность и продать корпорацию дешевле. Эксперты указывают, что единственная компания, которая предложила приемлемую цену за корпорацию – около 1 миллиарда долларов – является швейцарская «Nestle», которая уже давно и активно работает на украинском рынке, и к тому же – имеет опыт инвестиционных поглощений украинских компаний. Именно цену в 1 млрд долларов инвестаналитики пока что называют наиболее адекватной в сложившихся обстоятельствах. «Цифра 1 млрд долларов уже немного ближе к действительности. Миллиард, на мой взгляд, достаточно хорошая цена в настоящее время. Если сравнить с другими украинскими компаниями, например, частично с «Kernel», хорошее сравнение – это «Мироновский хлебопродукт», то лучше цены, чем миллиард, думаю, за «Рошен» сейчас очень сложно получить. Цены на активы действительно упали. Упало количество потенциальных покупателей, рынок стал достаточно мелким, игроки не готовы много платить, но даже игрока, который готов заплатить среднюю рыночную цену, надо очень долго искать», – отмечает глава департамента управления активами инвесткомпании Jaspen Capital Partners Андрей Нестерук.
Однако не менее важен и второй фактор, который мешает Президенту продать свой самый крупный бизнес-актив – его предпринимательский талант и продолжительная причастность к истории успеха «Рошена» на рынке. «С точки зрения бизнеса, продавать такую успешную компанию, даже в условиях кризиса, за меньшие деньги, чем можно было бы выручить в других условиях, было бы не совсем правильно. И исходя из логики бизнесмена, Порошенко вряд ли на это пойдет. С другой стороны, мне кажется, что у него отношение к «Рошен» – еще как к ребенку. Это все-таки не просто успешная компания. Это компания, которая носит фамильное имя, которая стала успешным продуктом. Это как расстаться с членом семьи. Любой другой бизнес он продал бы», – считает политолог Владимир Фесенко.
Впрочем, надеяться, что действующий Президент найдет в себе силы пойти на компромисс с собственными деловыми амбициями, чтобы принципиально выполнить нормы Конституции – бесполезно. Так или иначе, он этого делать не собирается. Лучшим примером, иллюстрирующим президентские настроения, являются его заявления по поводу нежелания продавать еще один свой бизнес-актив, а именно – «5 канал». «5 канал» не продам и не обещал. Возможно, самая большая критика раздается с «5 канала». И журналисты канала подтвердят, что он в 2003 году был образцом хорошей информполитики», – заявил Президент в конце 2014 года.
Проблема с продажей бизнеса первого лица в стране проходит на значительно более глубоком уровне, чем обычная дискуссия вокруг рентабельности заключения той или иной коммерческой сделки. Это длительная дискуссия касательно темы, которая беспокоит украинский политикум последние 23 года независимости – а именно сращение бизнеса и власти. И если Петр Порошенко действительно желает осуществить изменения в стране, реформировать систему взаимоотношений внутри общества – ему стоит прежде всего начать с себя. Кроме того, если господин Президент к тому же и талантливый бизнесмен, то после проведенных реформ и периода президентства, ему будет гораздо легче построить новую успешную бизнес-империю в новой Украине.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»