Экономия на бедных. По кому ударит пенсионная реформа?

Читати українською

Система народного контроля «Слово и Дело» проанализировала пенсионную реформу-2015 в Украине, которую намерено провести правительство.

Социальные выплаты для граждан всегда были элементом споров и дискуссий украинского правительства. Последняя попытка «перезагрузить» пенсионную систему была 4 года назад. Тогда «слуги народа» уверяли, что увеличение общего пенсионного стажа на 10 лет позволит наполнить Пенсионный фонд. Сейчас министр социальной политики Павел Розенко признал: «Если говорить прямо, Пенсионный фонд – банкрот, а на выплату пенсий в тех размерах, которые существуют сегодня, Пенсионному фонду не хватает 80 миллиардов».

Копеечный доход и курс на «выживание» не стали преградой для чиновников, чтобы решить проблему дефицита ПФ за счет пенсионеров. С 1 апреля 2015 года правительство решило сократить пенсии работающим пенсионерам на 15%. По заверениям правительства, мера временна и продлится до конца 2015 года. Цель – сбалансировать Бюджет и сократить дефицит Фонда. Только вот такие обещания пенсионеров совсем не греют. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

«Обещать, что в период тяжелого экономического кризиса, пронзившего каждую сферу, мы будем стремительно повышать пенсии и зарплаты, было бы обманом. Сегодня страна должна выжить и сделать все, чтобы провести экономические и социальные реформы, которые дадут результат уже в ближайшей перспективе», – заявил министр соцполитики Павел Розенко.

2 марта Верховная Рада приняла проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». 11 марта Президент Украины подписал закон. Накануне майских праздников Кабинет министров внес в парламент проект закона о введении накопительной системы пенсионного обеспечения. Таким образом, уже с 2017 года правительство обещает трехуровневую пенсионную систему.

Итак, согласно изменениям в законодательстве, с 1 апреля размер пенсий работающим пенсионерам свыше 1423 грн урезали на 15%, а работающие госслужащие и вовсе лишатся пенсионных выплат. Исключения составляют только инвалиды первой и второй группы, инвалиды войны третьей группы, участники боевых действий, члены семей погибших военнослужащих.

Суть запланированной реформы в том, что украинцы будут получать пенсии не из одного источника, как сейчас, а из трех — солидарной (действует сейчас и формируется за счет отчислений трудоспособного населения) и накопительной системы, а также системы негосударственного пенсионного страхования. Из подготовленного правительством законопроекта следует, что участие в накопительной системе будет обязательным для всех работающих граждан в возрасте до 35 лет. Для всех, кто старше — на добровольной основе.

В целом, пенсионная система-2015 имеет следующие основные нововведения:

  1. Введение 2-го и 3-го уровней пенсионного страхования. То есть дополнительно к солидарной системе (принцип «общего котла») появятся личные накопительные пенсионные счета (2-й уровень), на которые пойдет часть денег, перечисляемых сейчас работодателем в «общий котел» Пенсионного фонда и личные накопительные счета в негосударственных ПФ, куда работник добровольно ежемесячно перечислит часть заработка, чтобы потом пожизненно получать надбавку к солидарной пенсии (с 1 января 2017 года). Обязательный накопительный уровень – люди моложе 35 лет, добровольный – от 36 до 55 лет.

  2. Отказ от спецпенсий для народных депутатов, чиновников, судей, прокуроров, у которых пенсии при равном стаже и одинаковых заработках в 1,5-2 раза выше, чем у обычных граждан (только с 1 января 2016 года).

  3. Льготный пенсионный возраст будут поэтапно повышать в течении 5 лет до 65 лет.

  4. Всем пенсионерам, имеющим пенсию больше 1423,5 гривен и при этом работающим, выплаты снижены на 15%. Ограничения временные и будут действовать до 1 января 2016 года. Эксперт «Реанимационного пакета реформ» по вопросам пенсионного обеспечения Владимир Щербина убежден: пенсионная реформа не проведена, поскольку в ближайшие два года никаких изменений не будет. В то же время непонятно, как пенсионерам жить уже сегодня, подчеркивает эксперт.

«Фактически до 2017 года сохраняется старая солидарная пенсионная система, которая существует сейчас. А именно она противоречит здравому смыслу и приводит к тому, что общество беднеет. Изменения начнут действовать лишь через два года, в частности, накопительный уровень, хотя сокращения на 15% ввели уже сейчас. Насчет личных пенсионных счетов, то те кто имеют возможность откладывать, делают это и сейчас. Так что нельзя считать это полноценной реформой, которая позволит не беспокоится о старости», - считает Щербина.

Депутаты от «Батькивщины» также не согласны с тем, что пенсии работающим пенсионерам будут выплачивать в размере 85 процентов. Нардепы против поэтапного повышения на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличения страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию.

«Мы считаем изменения в пенсионном законодательстве аморальными и они только усложнят ситуацию с Бюджетом», – заявила лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.

Между тем, депутат «Оппоблока» Юрий Павленко и вовсе собирался привлекать к ответственности всех, кто «лишил пенсий граждан Украины». Правда, дальше этого заявления дело не дошло. А Наталья Королевская обещала обратиться в Конституционный суд, если парламент примет закон об ограничении выплаты пенсии работающим пенсионерам. Парламент принял. Президент подписал. Вот только иска как не было, так и нет.

Тем временем, формирование нового пенсионного страхования натолкнулось на яростное сопротивление чиновничьего аппарата.

«В кулуарах обсуждения законопроекта мне говорят прямым текстом: не трогай систему спецпенсий, не отменяй пенсионную систему для судей, прокуроров, народных депутатов, министров, таможенников, налоговиков, чиновников разного уровня и реформа пенсионной системы будет проголосована 300-ми голосами «за», – сообщил Розенко.

Экономист Александр Охрименко убежден: «Спецпенсии – это традиционная тема для чиновников. На трибуне Майдана все были за ликвидацию этих самых спецпенсий, но как только сами заняли места «попередников», сразу все забыли. У нас с 2003 года из-за этого жлобства никак не запустят второй уровень пенсионного обеспечения. Уже и президентов меняли, и Майданы делали. И никак», – констатирует эксперт.

В то же время депутат от «БПП» Мустафа Найем считает, что пенсионная система - один из многих «гордиевых узлов», который не удавалось разрубить ни одному правительству.

«Реформирование системы начисления пенсий не пройдет безболезненно, но в первую очередь ударит по тем категориям населения, которые все эти годы пользовались т.н. спецпенсиями – прокуроры, судьи, министры, народные депутаты, сотрудники фискальных органов, таможенники и прочие привелигированные чиновники. Война за этот закон будет похлеще, чем за антиолигархический пакет – палки в колеса от тысячи чиновников (нынешних и прошлых) могут оказаться ожесточенней сопротивления кучки крупных бизнесменов», – сообщил Найем.

Словом, для сегодняшних пенсионеров нынешнее положение дел – скорее движение назад. Особенно если учесть уровень ожидаемой инфляции и многократно выросшие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. А учитывая то, как депутаты ранее воевали за «налог на роскошь», нынешняя борьба за спецпенсии может привести лишь к разделению общества на «пенсионеров-олигархов» и «пенсионеров-нищих».

Марина Шевченко, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...