Почему в Украине плохое образование?

Читати українською
«Слово и Дело» попыталось разобраться, что не дает отечественному образованию выйти на европейский уровень и выяснило, что развитию украинских вузов мешает не столько низкое финансирование, сколько бессистемность и нелогичность в их реформировании.

Украина идет в Европу. Эта догма не обошла и отечественные вузы, которые ждет серьезное реформирование для внедрения европейских стандартов. В первую очередь под реформами стоит понимать «ликвидацию», и только после – повышение качества образования.

Все больше украинских студентов выбирают путь учебной миграции – обучение за рубежом. В течение последних пяти лет количество украинцев в западных университетах увеличилось на 82%. Если говорить о предыдущем учебном сезоне 2013-2014 гг., заграничное обучение выбрали более 40 тысяч студентов. В основном, украинцы едут за европейским образованием в Польшу, Германию, Францию, Чехию, Австрию, Великобританию. С чем связано такое явление, понимают все: коррумпированность отечественных вузов и далеко не всегда высокое качество подготовки заставляют молодых людей искать знания за пределами Украины.

В пятой сотне

Годами украинским вузам так и не удается попасть в первые сотни мировых образовательных рейтингов. Британская компания Quacquarelli Symonds опубликовала список лучших высших учебных заведений мира. В него вошли шесть украинских вузов. Наивысшая позиция досталась КНУ им. Т. Шевченко: университет разделил аж 421-430 места с другими вузами. Харьковский национальный университет имени В. Каразина занял 481-490 места. Киевский политех отмечен 551-600 местами. Сумской государственный университет впервые попал в рейтинг с результатом 651-700 место. Донецкий национальный университет и Харьковский политехнический – замыкают рейтинг, занимая нераспределенные позиции с 701 по 1000 место.

Среди тысячи лучших университетов мира, уровень наших в этом рейтинге оставляет желать лучшего. Почему только 6 вузов в стране, где высших учебных заведений сотни, смогли преодолеть барьер? 44,1% украинцев главной проблемой образования считают коррупцию. По информации соцопроса фонда «Демократические инициативы» еще 31,9% респондентов называют одной из главных проблем образования несоответствие преподавания требованиям рынка труда. Каждый третий считает, что у вузов хромает материально-техническая база. Каждый пятый видит проблему в устаревших учебниках. 24,9% считают, что в Украине низкий уровень качества образования в вузах по сравнению с мировым. 22,9% сетуют на низкий культурный уровень студентов и их слабую заинтересованность в качественном образовании.

Бороться с этими явлениями и обеспечивать продвижение украинских высших учебных заведений в мировые рейтинги в Министерстве образования решили с помощью… ликвидации вузов, филиалов и специальностей.

Шаг вперед?

«Система образования должна быть гибкой, приближенной к потребностям экономики, бизнеса. Цель для студента университета – найти работу, а для преподавателя университета – учить так, чтобы студент получил эту работу», – сказал президент Континентального университета в Киеве Оливье Ведрин и подчеркнул, что украинское образование должно меняться, чтобы приближаться к европейским и мировым стандартам.

Европейские и мировые стандарты в Украине понимают по-своему. 20 февраля 2015 года министр образования и науки Сергей Квит заявил, что количество университетов уменьшится с 802 до 300. Такая реформа образовательной системы потребовалась в рамках договоренностей о кредите с МВФ. Помимо сокращения количества вузов, студентов ждет и уменьшение количества бюджетных мест.

Кроме того, в МОН решили сократить и количество специальностей, «укрупнить» образовательные программы. Такую меру в Министерстве называют необходимостью: якобы таким образом студентам будет проще переводиться в зарубежные вузы, а у выпускников исчезнет проблема «узкой специализации», которая не нужна работодателям. 150 имеющихся специальностей чиновники решили превратить в 60-80. Но масштабное сокращение по сути провалилось: по словам первого заместителя министра образования Инны Совсун, сократили их только до 109.

«Перед нами стояла задача понять, насколько отличается программа с похожими специальностями, и сможем ли мы уже в будущем учебном году переформатировать учебный процесс. Например, в вузах Украины мы насчитали рекордное количество IT-специальностей – 12, но при этом, чем отличаются, скажем, «компьютерные науки» от «информатики», никто ответить не может. Слияние специальностей также ждет такие направления, как «электрическая инженерия», «производство и технологии», «сфера обслуживания» и т. д. Сравнивая программы, мы видели, что среди них были такие, где два-три курса преподают одно и то же, и только в последние годы обучения программа отличается. Вот по таким специальностям и ждала работа по слиянию, переформатирование кафедр и т. д», – пояснила новшество Совсун.

Почему Минобразования увидел «европейские стандарты», где существуют специальности вроде «Исследования викингов» (University College London), в «укрупнении» и скудности выбора – загадка.

Кроме того, повышать уровень отечественного образования собираются и новым надзорным органом. Кабинет министров Украины создал Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования – как постоянно действующий орган по вопросам реализации государственной политики в указанной сфере. Похоже на то, что исполнительная власть снова взялась плодить чиновнический аппарат. Каким образом группка администраторов с низкими зарплатами способна улучшить качество преподавания в университетах, остается загадкой.

Среди решений нового руководства Министерства образования также финансовая автономия высших учебных заведений, отмена нострификации для студентов лучших зарубежных вузов и лишение лицензий 118 филиалов высших учебных заведений.

Галопом в Европу

Ну а пока студенты ждут от власти качественных изменений и правильных управленческих решений, премьер-министр Арсений Яценюк учит их преподавателей уму-разуму. В среду, во время визита в Национальную академию внутренних дел глава правительства разглагольствовал на тему методики преподавания. Мол, не конспекты надо писать, а думать учиться. «Качественно новый стиль обучения должен быть во всех высших учебных заведениях Украины. Мы помним, как у нас были уроки правописания, чтобы мы правильно конспекты писали, вместо того, чтобы учить нас думать. В некоторых школах до сих пор это осталось. А сейчас надо учиться думать и вести дискуссию, иногда критиковать преподавателя», – сказал он.

Судя по глубине внедрения в проблему премьер-министра страны, кардинальных изменений в системе украинского образования в ближайшее время ждать не стоит. Что говорить: несмотря на все потуги и обещания, в отечественную «вышку» до сих пор не могут включить даже электронные учебники. Да и коррупцию в украинских вузах пока еще никто не упразднил.

Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: