Полгода до местных выборов: из кого будут выбирать жители Черкасс?

Читати українською
«Слово и Дело» начинает осуществлять мониторинг уровня ответственности потенциальных кандидатов на должность городского головы в административных центрах Украины в контексте мэрских выборов осенью 2015 года.

28 апреля на отдельной сессии депутаты Черкасского городского совета утвердили Программу социально-экономического и культурного развития (ПСЭР) Черкасс и изменения в бюджет на 2015 год. До этого момента Черкассы оставались едва ли не единственным городом, который такой программы не имел. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что ПСЭР была принята еще 9 апреля, но за несколько дней решение депутатов ветировал мэр Сергей Одарич. 23 апреля депутаты горсовета при отсутствии Одарича преодолели мэрское вето. Причем, проекты решений были приняты практически без изменений, в предыдущем варианте.

Ситуация вокруг ПСЭР – проявление противоречий между городским головой Одаричем и депутатами Черкасского горсовета под председательством секретаря Александра Радуцкого. В частности, Одарич выступал против поправок, которые были внесены на сессии городским секретарем. По его мнению, поправки к решениям нарабатывались тайно и кулуарно. Главной причиной ветирования программы сам Одарич называет нарушение процедуры принятия решений. Мол, большинство депутатов не имели возможности ознакомиться с почти 170 внесенными прямо во время тогдашней сессии предложениями и определить их приоритетность.

Конфликт между Одаричем и Радуцким никак нельзя назвать негласным или неочевидным. Практически каждая сессия Черкасского городского совета проходила с личными словесными перепалками между мэром и городским секретарем. Сам Одарич в начале апреля сообщил, что находится в оппозиции к депутатам горсовета, где сформировалась негласная коалиция в составе 31 депутата. Между тем, за преодоление мэрского вето 23 апреля высказались 42 депутата.

Мэр Черкасс заявляет, что программа развития Черкасс в таком виде – пиар для депутатов перед местными выборами. В этом вопросе его поддержали и активисты, поскольку, по их мнению, программа учитывает интересы депутатов по округам, а не города в целом.

Выбрав такую позицию, Одарич позиционирует себя как кандидат, который не использует пиара. Он против косвенного подкупа избирателей. Об отличии Одарича от других украинских мэров в плане прямого пиара свидетельствуют и другие его действия и слова. Так, 29 декабря 2014 года Одарич заявил, что тарифы обязательно будут повышаться, добавив, что сам он является сторонником высоких тарифов, поскольку высокие тарифы приучают к экономии. В феврале на одном из телеканалов мэр сообщил ветерану Второй Мировой, что о выделении квартир для этой категории населения стоит забыть. Сергей Одарич часто вместо обещаний говорит о невозможности, а иногда и о нецелесообразности решения тех или иных проблем Черкасс. Одарич показывает себя взвешенным и прагматичным политиком, который не подпадает под общий мейнстрим. В частности, имеет взвешенную позицию в вопросе переименования топонимических объектов в городе. Призывает не спешить и принимать решения на основе выводов дискуссий по этим вопросам.

В отличие от Александра Радуцкого, который уже несколько раз в этом году был в Киеве «по делам города», мэр активно критикует нововведения Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, инициативы Президента Украины. В частности, это касается изменений в Налоговый кодекс, бюджетных распределений, реформы децентрализации. Пока это не указывает на то, что Одарич стремится заручиться поддержкой исполнительной власти на предстоящих выборах.

На фоне подготовки к мэрским выборам позиция Одарича по программе социально-экономического развития Черкасс-2015 снижает привлекательность мэра для электорального поля в качестве кандидата на мэрское кресло. Принятая Программа нацелена на решение проблем жителей Черкасс на бытовом уровне и не содержит стратегического компонента развития города. Все это имеет большое значение для простого населения. 9 апреля Одарич подчеркнул, что главными стратегическими направлениями в развитии Черкасс должны стать: энергоэффективность и энергосбережение, завершение строительства недостроев, ремонт дорог и тротуаров, а уже потом социальная политика. Данная ситуация является нетипичной для украинской политики, поскольку, как правило, перед народным волеизъявлением потенциальные претенденты на должность забрасывают избирателей как щедрыми обещаниями, так и имитацией заботы о населении «уже сегодня».

Такая позиция Одарича относительно нового «яблока раздора» с Радуцким и Ко может иметь и другие причины. В частности, не имея возможности протолкнуть свою версию ПСЭР в оппозиционном к нему горсовете, мэр не хотел допустить направления средств в руки своих главных конкурентов. Для Украины перед выборами всегда была характерна депутатская щедрость, которая имеет цель, в первую очередь, задобрить потенциальный электорат. В этом контексте мэр Одарич выступил с прагматической инициативой – 20 апреля ИА «Слово и Дело» зафиксировало обещание Одарича. Он пообещал инициировать рассмотрение решения о моратории на установление детских площадок за бюджетные средства в год перед местными выборами (находится в процессе выполнения).

С 7 по 10 апреля исследовательско-аналитический центр «Энигма» провел опрос избирателей города относительно их симпатии к вероятным кандидатам на должность мэра. Согласно исследованию, действующего мэра поддерживают 27,4% избирателей. Тогда как на выборах 2014 года за него проголосовало 39%. Несмотря на уменьшение количества сторонников, Сергей Одарич пока остается фаворитом. Второе место в статистике занимает председатель Черкасской областной партийной организации ВО «Батькивщина» Анатолий Бондаренко (11,5%), третье – секретарь городского совета Александр Радуцкий (9,8%).

Нет сомнения, что Одарич будет участвовать в мэрской гонке 2015 года. И уже сегодня для него формируется сильный соперник в лице Александра Радуцкого. «Слово и Дело» фиксирует активизацию Радуцкого в медиапространстве Черкасс. Секретарь горсовета высказывается по всем проблемам города и дает большое количество обещаний. В частности, в течение двух недель Радуцкий пообещал осуществить во всех детских садах и школах города замену старых окон на окна из стеклопакетов, заменить обычные лампочки на улицах Черкасс на энергосберегающие, установить спортивные площадки, отремонтировать многострадальную улицу Сурикова, осуществить энергосберегающую модернизацию коммунальных учреждений города и тому подобное. В то же время, другой претендент – Анатолий Бондаренко – демонстрирует пассивность. А его рейтинг фактически тождественен уровню поддержки партии «Батькивщина» в городе (11,5%-12,5%).

Главным инструментом Радуцкого в этой борьбе является возглавляемое им большинство в городском совете и активная критика Одарича. Можно сказать, что свои 10% он получил именно на противостоянии с действующим мэром. Кстати, у Одарича заметно вырос антирейтинг и сейчас он составляет 38,1% (у Радуцкого – 15,3%).

Одарич – опытный политик, имеющий в карманах массу избирательных технологических рецептов. Это и выдвижение большого количества кандидатов для распыления голосов, и подключение местных авторитетов к своей поддержке, и политическая реклама высокого качества. Одарич декларирует стремление победить на выборах без яркого пиара, выставляя своими главными козырями честность и порядочность, а также прагматичность и дальновидность. Однако это также является своеобразным пиар-приемом.

О том, что Сергей Одарич все же знает азы политического пиара, свидетельствует ряд фактов. Несмотря на то, что «Слово и Дело» отслеживает обещания Сергея Одарича с 2006 года, на сегодняшний момент он дал только 117 публичных обещаний. Сергей Одарич не разбрасывается обещаниями, избегает конкретики и прямых ответов на четкие вопросы черкасчан. Например, с начала 2015 года из его уст публично было объявлено лишь 11 конкретных намерений.

Вместе с этим, «Слово и Дело» фиксирует увеличение его обещаний на фоне приближения местных выборов. Так, в январе он только пообещал, что будет инициировать существенное уменьшение количества депутатов местных советов (сейчас – в процессе реализации). В феврале Одарич дал еще 2 обещания (осуществить ремонт улицы Сурикова и оборудовать видеокамерами блокпосты, расположенные на въездах в город). В марте-апреле прослеживается активизация Одарича, в частности, это заметно как в его выступлениях на местных телеканалах, так и в общении с горожанами на локальных собраниях. За этот период он дал 8 обещаний, большинство из которых касается ликвидации текущих проблем Черкасс. Это ремонт крыши школы в Дахновке, льготные перевозки жителей микрорайона Дахновка, содействие созданию аптечного пункта в областном госпитале для ветеранов, начало кампании по кредитованию ОСМД для проведения мероприятий по энергосбережению, обеспечение жителей Черкасс новыми бланками для субсидий в конце апреля. Удивление вызвали его заявления в декабре 2014 года о том, что город не может выделить землю бойцам АТО. Однако уже за полгода до выборов, 6 апреля, Сергей Одарич сообщил о своем обращении к Черкасскому районному совету о выделении земли участникам АТО и заявил, что готов обеспечить эти участки инфраструктурой.

Главным залогом победы на осенних выборах будет поддержка партий-фаворитов. В частности, черкасчане отдают свое предпочтение политической партии «Блок Петра Порошенко-Солидарность» – 15,5%, «Самопомощь» имеет поддержку на уровне 14,4%, следующими идут «Батькивщина» – 12,5%, «РПЛ» – 10,4 % и «Свобода» – 9,1%. Родная партия Одарича – «Партия свободных демократов» – имеет 4,2% сторонников из опрашиваемых. Очевидно, что Одарича будет поддерживать партия «УДАР» (губернатор области Юрий Ткаченко является квотой именно от этой политсилы и имеет тесные бизнес-связи с близкой к Одаричу семьей Казарян). Однако рейтинг «УДАРа» в городе составляет 1,9%.

Одарич понимает, что без поддержки в горсовете в случае его победы может иметь место дежавю. В 2013 году Сергей Одарич большинством был отстранен от должности. Поэтому поддержка со стороны «больших партий» для него является сверхважной.

Анатолий Бондаренко был выдвиженцем от партии «Батькивщина». Без сомнения, эта традиция продолжится и на выборах 2015 года. Радуцкий сейчас позиционирует свою независимость от политических сил. Однако ситуация может измениться ближе к мэрским соревнованиям. Очевидно, что и Одарич, и Радуцкий будут соревноваться за благосклонность других «больших» политических партий. «Радикальная партия», скорее всего, будет сохранять свои традиции и предложит собственную креатуру. Учитывая активную подготовку к местным выборам, эта партия также будет делать ставку на новые лица. Остается «БПП-Солидарность». Именно эта партия может положить собственный вес на весы победы в Черкассах. И учитывая ситуативный союз «БПП» с «УДАРом», именно Одарич будет выбран в качестве союзника.

Также не следует забывать о 17%, которые еще не определились со своими электоральными предпочтениями. Очевидно, их выбор будет обусловлен конкретным списком кандидатов, их обещаниями и действиями перед мэрскими выборами.

Сергей Михальков, специально для «Слово и Дело».

ИА «Слово и Дело» начинает осуществлять мониторинг уровня ответственности потенциальных кандидатов на должность городского головы в административных центрах Украины в контексте мэрских выборов осенью 2015 года.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал