Молчаливая Администрация: Ложкин и его замы демонстрируют отсутствие как обещаний, так и реальных достижений в проведении реформ

Читати українською
В украинской политике Администрация Президента всегда была и остается наиболее непубличной структурой в вопросах принятия политических решений. Сейчас чиновники АП – самые «экономные» на обещания среди всей реформаторской команды Президента.

В украинской политике канцелярия Главы государства всегда была и остается наиболее непубличной структурой в вопросах принятия политических решений. Нынешняя Администрация Президента под руководством Бориса Ложкина не стала исключением. Сейчас чиновники АП – самые «экономные» на обещания среди всей реформаторской команды Президента. Уже в июне Петр Порошенко вместе со своими подчиненными будут отчитываться о достижениях и неудачах первого года президентства.

Сразу после своего назначения в прошлом году Борис Ложкин заявлял, что он идет на должность главы АП прежде всего как эффективный менеджер. Впрочем, оценить успехи главы АП крайне трудно: система народного контроля «Слово и Дело» зафиксировала слишком малое количество обещаний господина Ложкина за последний год – всего два. Все бы ничего, но эксперты убеждены: участие господина Ложкина в политических процессах не ограничивается эффективным управлением Администрацией Президента. Его роль значительно более ответственная: во-первых, глава АП отвечает за поиск кадров для назначений по всей президентской вертикали, кроме силового блока; во-вторых, господин Ложкин фактически руководит медийной составляющей формирования имиджа Президента как внутри страны, так и за ее пределами. Сейчас главная цель этих двух составляющих – обеспечение победы пропрезидентской команды на местных выборах в конце 2015 года.

Свидетельством участия господина Ложкина в значительно более серьезных процессах политической борьбы может быть недавнее назначение главой Днепропетровской ОГА его соратника и бизнес-партнера – Валентина Резниченко. Последний с 1995 года в течение длительного времени работал на ведущих позициях в «Украинском Медиа Холдинге», который был основным бизнес-активом Ложкина. Резниченко возглавил Днепропетровскую ОГА сразу после скандальной отставки Игоря Коломойского в результате противостояния вокруг «Укрнафты». Бизнес-соратники из команды Ложкина уже не в первый раз спасают кадровую политику Президента: еще в феврале 2015 года Валентин Резниченко был назначен председателем Запорожской ОГА после того, как область 4 месяца оставалась без губернатора, а уже в конце марта его быстро «перебросили» на другой проблемный участок – руководить соседней Днепропетровской областью. «Назначение Резниченко объясняется очень просто – он уже был на тот момент губернатором, но он при этом родом из Днепропетровска, а Президент считает, что, как правило, губернатор должен быть местным. Тем более, что он недолго, но эффективно руководил непростой Запорожской областью с различными группами влияния. И никакой критики его работы не было», – без особых осложнений объяснил столь неоднозначные кадровые назначения Ложкин в одном из своих интервью.

Еще одна интересная особенность – говоря о борьбе с олигархами, Борис Ложкин упорно защищает право на владение своего шефа его «медийным детищем» – «5 каналом». «По поводу бизнеса Порошенко: его Петр Алексеевич продает, и я уверен, что продаст. После продажи бизнеса, которым он после избрания президентом не управляет, Порошенко станет просто богатым или очень богатым человеком. А что касается медиа, то не преувеличивайте значение «5 канала» в украинском медиа-ландшафте. Даже если «5 канал» не будет продан, то я бы не сравнивал его с влиянием, скажем, группы «1+1», группы «Интер» или даже с каналом «Украина», – пояснил глава Администрации Президента. Неудивительно, что накануне местных выборов ни Президент, ни его команда, даже в мыслях не представляют, как можно продать такой медийный актив. Еще в прошлом году эксперты намекали на то, что господин Ложкин непосредственно будет управлять всей медийной кампанией Президента и его команды во время всех будущих выборов. «Роль Ложкина такова: он будет медиа-менеджером президента, АП – медиа-сервисом, через который будут проходить все медийные потоки. Тем более, что на нынешнем этапе Порошенко может взять под контроль СМИ, как социальный институт», – ранее отмечал политолог Вадим Карасев. В свою очередь, в комментарии «Слову и Делу» политолог Александра Решмедилова отмечает, что после года на своей должности значительных успехов в деятельности нынешнего главы Администрации Президента замечено так и не было. «Именно личность Бориса Ложкина на посту главы АП – это яркий пример того, что в Украине так и не состоялась антиолигархическая революция. Основные рычаги влияния по-прежнему остались в руках все тех же олигархов. Ложкин отлично чувствовал себя при всех предыдущих президентах и отлично вписался в команду Порошенко», – отмечает эксперт.

Пока что одним из наиболее эффективных и активных из всех чиновников в аппарате Президента является заместитель главы АП Дмитрий Шимкив. Из 20 обещаний, данных на этой должности за последний год, 13 были выполнены, еще 5 – находятся в процессе выполнения, и только 2 – провалены. Среди главных достижений – создание и налаживание деятельности Национального Совета реформ, оптимизация аппарата Администрации Президента и внедрение системы электронного документооборота. В ноябре прошлого года господин Шимкив сообщил, что количество персонала АП было сокращено на 26,9% – с 579 до 423 работников, а зарплаты чиновникам были существенно уменьшены. Правда, достигнутые результаты сам Шимкив оценивает неоднозначно. Так, система электронного документооборота действительно заработала между департаментами АП с февраля этого года, однако наладить данный процесс с другими органами власти – пока не удается. «Никакого электронного документооборота между Кабмином и АП нет. Процесс электронного взаимодействия начался еще с Остапом Семераком и нам действительно удалось пилотировать получение материалов правительственных комитетов с помощью СЭВ (системы электронного взаимодействия). Это был прорыв – мы получали электронные версии (TIFF format) в среднем на 2 часа быстрее, чем бумажные документы. Планировался переход на новый уровень, но СЭВ выключили из-за отсутствия средств и электронное взаимодействие закончилось. Сейчас СЭВ дальше не работает. А все, что делает КМУ последние две недели – это публикация материалов, которые готовятся для правительственных комитетов на определенном сайте, куда заходит работник АПУ и скачивает материалы», – отметил Шимкив на своей странице в Facebook, комментируя отсутствие прогресса во внедрении электронного документооборота между органами власти на самом высоком уровне.

Сомнительными можно назвать и результаты деятельности еще одного заместителя главы АП Валерия Чалого, который отвечает за стратегию развития внешнеполитического блока аппарата Президента. Выполнением каких-либо существенных обещаний Чалый так и не запомнился, а вот будущие результаты майского саммита «Восточного партнерства» в Риге эксперты уже определили как фактический провал политики АП по поводу переговоров об отмене безвизового режима со странами ЕС. «В этой связи уже появилась информация об отставке господина Чалого. Возможный вариант – Константин Елисеев. Его хоть и ассоциируют с кадрами Януковича, но это, похоже, не сильно смущает Президента. Константин Елисеев на сегодняшний день является представителем Украины при Европейском Союзе, поэтому в плане компетентности легко может заменить Валерия Чалого на посту заместителя руководителя Администрации Президента», – прогнозирует Александра Решмедилова. По ее мнению, после Рижского саммита, Валерия Чалого ждет не менее ответственное назначение послом Украины в США.

Трудно перечислить значительные успехи и среди других заместителей главы АП. Так, пока единственным выполненным обещанием заместителя главы АП Алексея Филатова является подготовка законопроекта «Об обеспечении права на справедливый суд», который в феврале этого года был принят Верховной Радой. Закон является первым шагом на пути к судебной реформе и направлен на упрощение доступа граждан к правосудию, вводит прозрачные конкурсные процедуры отбора судей, предусматривает усиление ответственности судей и антикоррупционные механизмы для очистки судейского корпуса. Остальные 5 обещаний господина Филатова – находятся на стадии выполнения: на очереди реформа адвокатуры и прокуратуры, а также реформирование Высшей квалификационной комиссии.

Пока что эксперты констатируют крайне низкое качество и медленный темп реформ, которые пытаются внедрять в Администрации Президента. И если Президент еще кое-как может дистанцироваться от провалов и скандалов его фракции в парламенте, то логично объяснить избирателям несостоятельность своих подчиненных к эффективному воплощению обещанных изменений в стране – будет уже не так просто. А это – стопроцентный удар по имиджу и электоральной поддержке на предстоящих выборах. «Эффекта ни для страны, ни для Президента от работы указанных чиновников не ощущается. Поэтому, скорее всего, Петру Алексеевичу следует задуматься о целесообразности пребывания этих людей в его команде. Возможно, накануне года президентства стоит задуматься о рокировке, замене случайных людей и подыскать кого-то более компетентного», – отмечает Решмедилова.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал