Децентрализация или «дамоклов меч» над судьбой дотационных общин – эксперт

Финансовый эксперт поделился соображениями относительного того, как проходит децентрализация в Украине и поможет ли это местным общинам

Децентрализация станет «глотком свежего воздуха» для успешных регионов, но в то же время для депрессивных областей она может иметь крайне негативные последствия.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал финансовый эксперт Александр Царук, анализируя последние новации в контексте курса на децентрализацию власти, объявленного председателем парламента Владимиром Гройсманом.

«Трудно не согласиться с видением господина Гройсмана по децентрализации власти в Украине, которая практически выливается уже в конституционную реформу. По сути, данная реформа и увеличение полномочий избирательных органов на местах может стать основным козырем на предстоящих выборах в парламент. Кроме того, Гройсман отмечал, что «децентрализация не ослабит государство. Децентрализация делает его сильным», приводя успешный пример польской модели распределения власти между центром и регионами», – рассказывает эксперт.

Несколько шагов в этом направлении уже было сделано, в частности, принят Бюджет 2015 года на основе измененного Бюджетного кодекса, который уже наделил местные общины правом вводить, например, некоторые новые налоги или менять схему распределения уже существующих.

«Однако они были восприняты неоднозначно, поскольку «соломоново решение» об увеличении налогов, в первую очередь на недвижимость, переводилось на местные советы, которые, конечно, не спешили его вводить, а декларируемый дополнительный ресурс местного бюджета во многих случаях остался виртуальным. Антитезисом такой реформы является утверждение, что децентрализация бюджетной системы закончится ослаблением исполнительной власти и снижением обороноспособности страны», – анализирует специалист.

По его словам, децентрализация бюджетной системы в той или иной форме означает уменьшение доли Государственного бюджета в целом. Кроме того, она требует большой институциональной зрелости от местных общин. В первую очередь – умения сбалансировать местные финансы, находить инструменты для сглаживания кассовых разрывов и администрирования налогов, а такие умения, к сожалению, есть не у всех общин.

«Например, Киев имеет привлечение кредитов международных кредиторов и реформирования муниципальной инфраструктуры, чего, к сожалению, нельзя сказать о регионах страны, отнесенных к категории депрессивных или тех, которые сейчас не в полной мере подконтрольны государству. В связи с этим, децентрализация станет «глотком свежего воздуха» для успешных регионов и «дамокловым мечом» над судьбой дотационных общин, зависимых от трансфертов из центрального бюджета, который уже не будет иметь такого количества ресурсов, чтобы удовлетворить их потребности», – пояснил Александр Царук.

Напомним, что председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман сообщил о том, что Бюджет Украины на 2015 год Верховная Рада должна принять с учетом децентрализации. В свою очередь, Наталья Яресько убеждена, что реформа бюджетной децентрализации в Украине принесет местным бюджетам от 25 до 45 млрд гривен.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...