Вымирающие троллейбусы в Черкассах

Читати українською

Областным центром Украины, живописным городом Черкассы курсируют только два вида общественного транспорта - частные маршрутки и троллейбусы. Последние - такие же древние, как и сами Черкассы.

Отметим, что по результатам анализа ответственности мэров областных центров центрального региона (Винница, Черкассы, Полтава, Кировоград) черкасский мэр Сергей Одарич занял второе место среди других городских голов, показав результат в 36% выполненных обещаний. При этом в прошлом году черкасский голова уделил наибольшее, по сравнению с другими, внимание развитию среднего образования, однако не отметился ни одним выполненным обещанием относительно транспортного обеспечения города.

Не тролейбусом единым. Муниципальные автобусы в Черкассах обслуживают лишь несколько маршрутов. Ни трамваев, ни какого-либо другого транспорта в городе никогда не было. Поэтому потребности черкащан в передвижении по городу реализуют троллейбусы и частные перевозчики. Кстати, проезд в маршрутном такси Черкасс вам обойдется в 2 грн. 50 коп. Такой же тариф применяется и в большинстве маршруток Киева, хотя площадь столицы превышает черкасскую раз в 15, а средняя продолжительность передвижения городским транспортом Черкасс не превысит и 20 минут. Поэтому озвученное в октябре 2011-го года обещание городского головы о введении единого билета на все виды транспорта звучит как издевательство. На какие такие виды?

Троллейбусы и власть. Извечные проблемы черкасских троллейбусников остаются с ними и сейчас: финансирование из государственного и городского бюджета скудное и постоянно задерживается, в разные времена работники «Черкассыэлектротранс» не видели зарплаты по полгода. А сегодня, начиная свою реформу транспортного обеспечения города, черкасский голова Сергей Одарич собирается выяснить, почему предприятие является убыточным. Однако даже без проведения лишних экспертиз понятно: троллейбусы, что на ладан дышат, перевозят 90% льготников, а оставшиеся 10% - за 1 грн. 25 коп., рентабельными быть не могут. Предприятие требует кардинальных инвестиций, полного обновления подвижного состава. Подвижного состава троллейбусов, а не списанных автобусов! Хватит с черкащан и тех нескольких подержанных автобусов-гигантов Volvo, которые быстро исчезли с черкасских улиц. Тогда старые шведские автобусы, завезенные по инициативе бывшего мэра и нынешнего народного депутата-регионала Владимира Олейника, быстро начали ломаться, средств на их ремонт у «Черкассыэлектротранса» не было, поэтому их в конце концов разобрали на запчасти, а останки оставили почивать на территории предприятия.

Причины халатности городских властей относительно единого функционирующего муниципального транспорта в городе называют разные. В частности, известно, что троллейбусный парк занимает большую территорию, обладает мощной материально-технической базой, оставшейся с советских времен. Поэтому среди причин планомерного выживания черкасских троллейбусов называли также желание властей завладеть имуществом предприятия, и прописать там другой, угодный власти транспорт. Сейчас на территории коммунального предприятия уже функционирует автопредприятие «Черкасытранс», автобусы которого курсируют некоторыми троллейбусными маршрутами.

Обещания Сергея Одарича троллейбусникам. Согласно замыслу городского головы город в текущем году приобретет 150-180 поношенных французских автобусов, на что предусмотрено выделение средств в размере 40 млн. грн. (предыдущий опыт Владимира Олейника с его автобусами Volvo черкасского голову так ничему и не научил).

Однако выполнить свои обещания относительно обновления подвижного состава троллейбусов Сергею Олеговичу не удается уже в течение пяти лет. В частности, в 2007-м году он обещал закупить 7-8 троллейбусов для города, однако тогда были приобретены лишь четыре троллейбуса, два из которых вышли на маршрут в 2008-м году. По словам городского головы, на покупку еще двух единиц транспорта Кабмин не перечислил необходимую сумму средств. В 2011-м году Сергей Одарич заявил, что среди приоритетов на следующие несколько лет является уменьшение количества автотранспорта на городских маршрутах за счет увеличения пассажироемкости каждой единицы. Тогда инициативы закончились тем, что "Черкассыэлектротранс" взяло в аренду четыре крупных автобуса. А в 2012-м году черкасский городской голова обещал закупить целых 45 новых троллейбусов, однако летом разгорелся скандал между Львовским автобусным заводом, горисполкомом и Антимонопольным комитетом. Последний стал на сторону черкасских властей, и срок поставки троллейбусов через новый тендер снова изменился. Закупку троллейбусов перенесли на следующий год.

В 2012-м году городские власти новые троллейбусы так и не покупали. Однако предприятие ПАО «Азот» во главе с почетным президентом Валентиной Жуковской, которая баллотировалась в народные депутаты по 194-му избирательному округу, обещало подарить городу 15 новых троллейбусов. До проведения выборов на баланс города поступил один троллейбус, а после объявления неутешительных для Валентины Жуковской результатов голосования, «Азот» от своих слов отказался.

Таким образом, дела с городским транспортом в Черкассах невеселые. Новые инициативы мэра скорее пугают, чем радуют, ведь меньше всего черкащане хотят, чтобы городские троллейбусы заменили подержанными автобусами.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: