В условиях назревающей реформы местного самоуправления, за последний год особенно остро возникла проблема задержек с назначениями председателей районных государственных администраций. Данный вопрос не обошел ни одну местную общину. А в некоторых областях дошло до абсурда: так, недавно председатель Черновицкой ОГА Александр Фищук пожаловался, что в области не назначен ни один председатель РГА. Мол, согласования тормозят в Администрации Президента.
Председатель РГА назначает Президент по представлению главы областной государственной администрации. Всего в Украине 490 районных советов. Соответственно, после каждого назначения главы ОГА руководители райгосадминистраций тоже могут меняться. Ротации не обязательны, но они происходят постоянно. Как правило, такие кадровые маневры происходят по политическим мотивам: новая команда губернатора пытается полностью изменить предыдущую. Кроме того, старт процесса люстрации в 2014 году будет только стимулировать кадровые ротации в регионах. Многие из руководителей РГА были лояльны к Партии регионов и экс-президенту Виктору Януковичу - многие из этих чиновников выполняли преступные поручения или по приказу «сверху», или просто пытаясь получить большую благосклонность тогдашней властной верхушки.
Чем опасна тенденция с затягиванием назначений глав РГА? В перечне полномочий председателей РГА внушительный список вопросов: это и обеспечение работы администрации, то есть, по сути, осуществление представительства властных полномочий на местах, и непосредственное управление хозяйственными делами регионов (например, распоряжения средствами райгосадминистрации, образования в соответствии с законодательством внебюджетных, целевых, резервных, валютных фондов, утверждение положений об этих фондах, содействие осуществлению контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности обязательств по платежам в государственный, местные бюджеты и внебюджетные фонды). Более того: без соответствующего распоряжения председателей РГА не может осуществляться призыв на военную службу, потому что именно они отвечают за проведение мобилизации в регионах. В условиях войны на Донбассе - данный вопрос приобретает масштабы угрозы национальной безопасности.
Похоже на то, что сейчас проблема с назначениями председателей РГА всячески используется как инструмент «перетаскивания» властных полномочий между Кабмином и Президентом (точнее, его Администрацией). Что происходит на самом деле, рядовому гражданину трудно не только представить, но и узнать. Только анализ заявлений некоторых региональных политиков, действия с назначениями председателей РГА и одиночные медийные скандалы дают смутное представление о том, что за влияние на систему властных полномочий на местах происходят настоящие баталии. Существует и другая гипотеза: заинтересованные стороны просто пытаются прикрыть собственные недостатки, списывая пробелы в работе на своих политических конкурентов.
Так, три недели назад в Житомире произошел локальный медийный скандал: глава Житомирской ОГА Сергей Машковский обратился к областному руководству СБУ с требованием проверить информацию, предоставленную в одном из блогов местного общественного деятеля Владимира Пиньковского. Последний в своем материале откровенно возмущался отсутствием в течение 9 месяцев глав в 14 из 23 житомирских районных администрациях. Более того, господин Пиньковский высказал предположение, мол, назначение тормозятся чиновниками в АП, которые требуют от 50 до 100 тысяч долларов за каждую должность главы РГА. Не вдаваясь в анализ сущности данного скандала, рядовой гражданин может только наблюдать за реакцией представителя Президента в области - губернатора Сергея Машковского. Данная реакция является ничем иным, как защитой интересов своего шефа от необоснованных обвинений: считая, что запись блогера дискредитирует политику Президента в интересах конкурирующей политической силы, губернатор решил пойти ва-банк и с карательной целью «натравить» на общественного активиста всю правоохранительную машину. Впервые после Революции Достоинства управление МВД в Житомирской области открыло уголовное производство в отношении правдивости фактов, изложенных в материале блоггера. Самое интересное, что в разгар развития событий вокруг публикации господина Пиньковского, Президент Украины Петр Порошенко таки назначил сразу семь руководителей РГА в Житомирской области.
Действия житомирского губернатора как непрофессионального политика приоткрыли нам закулисье настоящих информационных войн между Кабмином и Администрацией Президента, случайной жертвой которой стал обычный блог местного общественного деятеля Владимира Пиньковского. Откуда же уши торчат?
Вернемся к заявлениям председателя Черновицкой ОГА Александра Фищука. В задержках с назначениями глав черновицких районных администраций он обвиняет именно чиновников из АП. Однако стоит отметить несколько интересных деталей о самом господине Фищуке. Фактически, он был назначен губернатором Черновицкой области по квоте «Народного фронта» и уже продолжительное время является близким соратником нынешнего Премьер-министра Арсения Яценюка. В Верховной Раде 7-го созыва с 2012 по 2014 год находился в составе фракции «Батькивщина» именно во время руководства ею Арсением Петровичем. Господин Фищук несколько лукавит, пытаясь переложить всю ответственность за назначение председателей РГА на Президента и его Администрацию.
Дело в том, что Кабмин имеет не меньшее влияние на кадровые ротации глав райгосадминистраций, чем Администрация Президента. Арсений Яценюк, уже будучи в статусе премьер-министра, в октябре 2014 года подписал Постановление Кабмина №546, в котором регулируются ряд вопросов, связанных с подготовкой и внесением представлений относительно лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом и согласовывается с правительством. Согласно постановлению, документы о назначении на должность которых осуществляется Президентом Украины, а значит и кандидатов на должность глав РГА, готовятся в двух экземплярах - один для Кабинета министров, другой - для Администрации Президента. Кроме того, дальнейшая судьба представления, согласно Постановлению Кабмина, фактически, может быть блокирована на уровне Секретариата Кабмина. Так, среди прочего, «в случае необходимости по поручению Премьер-министра Украины или министра Кабинета министров структурное подразделение по вопросам кадрового обеспечения и структурное подразделение по вопросам региональной политики и административной реформы Секретариата Кабинета министров организуют проведение собеседования с претендентами на должности председателей местных госадминистраций, заместителей председателей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций».
Ситуация с назначениями председателей РГА более чем красноречива. Фактически, сейчас Украина идет к двоевластию по сценарию политических скандалов внутри «оранжевой команды» формата 2005 года. Именно такие подковерные кадровые баталии между Кабмином и Администрацией Президента разрушают не только основы управления местными общинами и шанс на изменения в подходах к администрированию в регионах, но и способность нынешних политиков и чиновников вообще воплощать любые эффективные реформы.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»