Россия не является стороной Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо), которая требует проведения консультаций с соседними странами относительно возможного негативного влияния работы энергоблока. Поэтому повлиять на решения, принимаемые в России, невозможно. Хотя влияние от эксплуатации такого объекта может распространяться в том числе и на территорию Украины.
Об этом в эксклюзивном комментарии «Слову и Делу» рассказала эксперт Национального экологического центра Украины по энергетической политике Татьяна Вербицкая, комментируя вопрос введения в эксплуатацию РФ 3-го энергоблока Ростовской АЭС на украинской границе и игнорирование этого вопроса Министерством экологии и природных ресурсов Украины.
«На самом деле Россия еще не ратифицировала Конвенцию Эспо, а потому рычагов влияния на решение о строительстве и вводе в эксплуатацию энергоблока АЭС у украинской стороны нет. Отсутствуют механизмы, по которым Украина могла бы по крайней мере участвовать в обсуждении вопроса введения в эксплуатацию энергоблока или иного опасного объекта вблизи границы», – объясняет эксперт.
По ее словам, поскольку Россия такое соглашение не ратифицировала, сложно говорить о нарушении права Украины на участие в принятии решения об эксплуатации российских энергоблоков на украинской границе.
«Стоит отметить, что в Украине эксплуатируется 15 атомных энергоблоков, проектный срок эксплуатации которых 30 лет. Но по истечении этого срока, энергоблоки не выводят из эксплуатации, а продлевают срок их работы. В сверх проектного срока уже эксплуатируется три реактора, а еще девять энергоблоков исчерпают свой ресурс к 2020 году. При этом, решение о продлении срока эксплуатации не всегда достаточно обосновано. Отчет «Энергоатома», на основе которого Государственная инспекция ядерного регулирования Украины приняла решение о продолжении работы энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС на 10 лет, недостаточно проработан и разработан с грубыми нарушениями требований норм прочности. А выводы государственной экспертизы ядерной и радиационной безопасности в данном случае сформулированы достаточно мягко и оптимистично», – объясняет специалист.
Напомним, ранее Яценюк заявил о намерении перейти на закупку ядерного топлива у американской компании Westinghouse. Сейчас поставщиком является российская ТВЭЛ.
Вчера, председатель Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) Сергей Божко сообщил, что по планам «Энергоатома» в 2018 году будет осуществлено полное загрузки ядерного реактора энергоблока №3 Южно-Украинской АЭС исключительно американским топливом Westinghouse.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»