Парламентский «шкандаль» №1, или когда закончится эпопея с комитетами?

Читати українською

Парад парламентских митингов под трибуной Верховной Рады Украины начался. Сегодня фракция Радикальной партии Олега Ляшко впервые заблокировала трибуну в парламенте VIII созыва с требованием немедленно проголосовать постановление об увольнении из руководящих должностей в комитетах бывших регионалов. Относительно назначения последних парламент принял решение в прошлый четверг, а спикер ВРУ Владимир Гройсман подписал соответствующее постановление вчера.

Кроме того, сегодня же, по информации ряда СМИ, отдельные народные депутаты стали отзывать собственные голоса под соответствующим документом. В частности, как заявил народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко» Константин Усов, «мы имеем дело или с технической ошибкой, или с ловкостью рук аппарата Верховной Рады, который не изменяется уже много лет. Но сути дела это не изменяет: мы не голосовали за эти фамилии наших неуважаемых коллег. ВР сможет исправить эту ситуацию, и я надеюсь, что сегодня мы внесем необходимые изменения».

Конечно, исправить ситуацию можно, ведь согласно ЗУ «О комитетах Верховной Рады» соответствующее право у парламентариев действительно есть. В то же время, есть закон о регламенте в котором пункт 4 статьи 81 говорит о том, что квоты распределения должностей председателей комитетов определяются пропорционально от количественного состава депутатских фракций (депутатских групп) к фактической численности народных депутатов. Это же касается и первых заместителей, заместителей, секретарей и членов комитетов.

Кроме того, есть пункт 3 статьи 7 вышеупомянутого закона о комитетах, в котором идет речь о том, что руководящий состав комитетов может быть отозван из собственных должностей в любое время при наличии трех причин. Во-первых, если кто-то из депутатов подаст собственное заявление. Во-вторых, в связи с неудовлетворительной работой депутата на занимаемой должности и, наконец, в-третьих, в результате других обстоятельств, которые делают невозможным выполнение депутатом своих обязанностей.

Первая причина вообще не актуальная, ведь ни один из народных депутатов, вокруг которых поднялась вся эта дискуссия, подобных заявлений относительно отказа от должностей в руководстве комитетов не публиковал. Согласно второму пункту, инициирование коррективов тоже маловероятно, ведь в сущности эти парламентарии не имели даже возможности продемонстрировать собственную работу за тот короткий срок с момента их избрания. Остается третий пункт – другие обстоятельства.

Судя по логике большинства парламентских протестующих, к другому обстоятельству они относят прямой факт голосования данных лиц за законы 16 января. Но вице-спикер парламента Оксана Сыроед метко заметила, что «16 января» не является юридическим критерием.

Конечно, если бы коалиция еще раньше проголосовала постановление №1269, которое зарегистрировал депутат Каплин и в целях которого было запретить занимать должности председателей, первых заместителей и заместителей председателей комитетов Верховной Рады Украины восьмого созыва народным депутатам, которые голосовали за законы «о диктатуре» 16 января 2014 года, тогда никаких вопросов не было бы. Однако соответствующий документ так и остался покрываться пылью в аппарате ВРУ. Следовательно теперь, невзирая на всю моральную и общественную неприязнь к нардепам, которые голосовали за диктаторские законы 16 января, новоизбранная Верховная Рада все же должна придерживаться законодательной процедуры и не играться в политические игры.

В противном случае вся эта ситуация может привести к нарушениям целого ряда других законодательных норм, включая право народных депутатов избирать и быть избранными в органы Верховной Рады Украины (статья 11 ЗУ «О статусе народного депутата Украины»). Кроме того, есть статья 62 Конституции Украины. Содержание последней относительно невиновности лица в совершении преступления, пока его вина не доказана, еще никто не отменял.

Следовательно, господам депутатам или следует внимательнее изучать материальную часть, или же не слезать из шеи Генеральной прокуратуры и лично Виталия Яремы. Ведь от его плодотворной работы из поиска доказательной базы относительно голосовавших за диктаторские законы зависит процесс не ручного, а легитимного и законного процесса очистки власти. Но это уже вопрос для наших следующих материалов. 

Евгений Заика, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...
Загрузка...