События последних двух дней доказали, что в Украине распространяется тенденция к использованию «военной» темы в акциях протеста. Так, вчера на площадь Свободы в Харькове вышли около 50 срочников, которые требовали от властей демобилизации.
В Киеве события развивались еще более драматично - пикетировать Администрацию Президента пришли более сотни военнослужащих срочной службы Национальной гвардии. Многие из киевлян, рядовых граждан, которые наблюдали за этим пикетом у здания АП, осуждали такие действия демонстрантов. Кульминацией пикета стал визит к спецназовцам-срочникам раненых бойцов из зоны боевых действий на Донбассе, которые сейчас лечатся в Киеве. Солдаты готовы были с кулаками доказывать протестующим, что в ситуации фактической войны с Россией, их действия являются не правильными. Многие спрашивали у срочников о том, почему они не пикетировали АП во время президентства Виктора Януковича, ведь и тогда было достаточно поводов быть недовольными действиями власти.
Пикантности ситуации добавило и то, что спецназовцы добрались центра столицы организовано, а под конец пикета кто-то из сочувствующих централизованно раздал им воду и сигареты. Как и кто помог им с организацией пикета - должна выяснить Генпрокуратура. Ведь такие действия срочников не предусмотрены никакими уставными правами или обязанностями. К слову, Генпрокурор Виталий Ярема выразил мнение, что бунт срочников Нацгвардии все же имел спланированный характер.
То есть, сложилась ситуация, когда основа таких бунтов имеет все же политическое происхождение, а не социальное. Как пример, приведем иной конкретный случай в новейшей истории Украины. Речь идет о массовых акциях протестов «чернобыльцев» и «афганцев» в ноябре 2011 года по поводу отмены Верховной Радой определенных категорий льгот. Тогда на лицо были все признаки настоящего социального бунта: организованная социальная прослойка населения, недовольство от конкретных экономических (что очень важно!) последствий действий власти для этой категорий населения, невозможность донесения своих позиций цивилизованными методами, отсутствие диалога между властью и обществом.
Таким образом, социальный бунт, под который вчера пытались закомуфлировать пикет срочников-спецназовцев, имеет совершенно другой подтекст и в нем почти отсутствует такая политическая составляющая, как борьба за власть.
Пока о масштабных угрозах для государственности – речь не идет. Сейчас мы имеем ситуацию использования темы войны и ее участников в политических разборках. Данные события происходят на фоне растущей, пока искусственной радикализации различных полувоенных, спортивных, фанатских движений, которые однозначно будут использованы с целью достижения определенных политических дивидендов. События Революции Достоинства доказали, что отныне любая власть должна прислушаться к требованиям уличного протеста. Следует отметить - для этого участники акций действительно должны иметь серьезные аргументы для донесения своих требований именно в такой способ. Ведь уличный протест - это действие последней надежды, когда все возможные способы донесения требований не были услышаны.
Когда вчера у ребят-срочников журналисты спрашивали, сообщали ли они о своем требовании демобилизации командирам, те отвечали - мол, зачем старшим офицерам выслушивать обычных рядовых. То есть, вчера мы были свидетелями того, как нарушается сама схема эскалации любого конфликта: ведь сначала одна сторона конфликта использует все возможные пути, чтобы донести свои требования, и уже только после этого начинает действовать более радикальными способами.
Следует отметить, что пока действия нынешней власти поддерживает значительная часть граждан (подтверждение чего мы, скорее всего, увидим на парламентских выборах), до тех пор спланированные политические протесты не будут иметь серьезных последствий. Однако, как только получим нестабильную ситуацию в какой-то из сфер экономики, которая будет затрагивать интересы определенного организованного слоя населения, тогда появятся реальные основания для социальных бунтов. Интересно только, удастся кому-либо из политических сил возглавить или получить для себя дивиденды во время таких акций протестов. По крайней мере, у нынешней команды Президента пока есть все рычаги и ресурсы, чтобы не допустить такого развития событий.
В этом вопросе и заключается наибольшая опасность. Ведь остается только гадать, к чему может привести приход военных и командиров добровольческих подразделений в большую политику. Сейчас они массированно представлены в избирательных списках почти в каждой политической партии. Ведь именно у этих людей будут все возможности возглавить настоящий социальный бунт военных, который может завершиться именно военным переворотом.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»