Мобилизация авто: необходимость или прихоть?

Читати українською

Прошла неделя с того дня, как Верховная Рада Украины приняла закон о третьей волне мобилизации. 22 июля 232 депутата проголосовали за данный закон. Для рядового гражданина это означает две конкретные вещи: забрать могут и его и автомобиль.

В непростое время, которое переживает наше государство, Петр Порошенко давно должен объявить военное положение в зоне конфликта. Это дало бы возможность, во-первых, быстро нивелировать сам конфликт, во-вторых, защитить мирное население страны. Все фабрики, заводы и даже частные предприятия были бы перепрофилированы на работу для армии. Автомобильные заводы должны были бы производить технику для военных. А пока это не сделано, автомобили будут забирать на нужды армии у простых граждан.

Где деньги, Зин?

Буква закона обещает вернуть автомобиль владельцу в течение 90 дней после объявления демобилизации, но что произойдет с автотранспортом за это время? И вообще, какой смысл мобилизовать бусы? Каким образом «Фольксваген» 20-летней давности может противостоять тяжелой боевой технике сепаратистов на востоке? Как «Форд» может обезопасить себя перед БТРом? И как небронированный автомобиль может защитить людей внутри? К мобилизации транспортных средств остается много вопросов. Например, если автомобиль укомплектуют броней (а это приварить бронированные листы), то что делать потом владельцу, которому такой автомобиль вернут? И, собственно, почему без военного положения граждане должны отдавать свои машины? Неужели тех налогов, которые платит человек, и перерасчетов средств на Нацгвардию недостаточно для укомплектования армии? Где отчет, куда и на что шли средства из госбюджета?

Проза мобилизации

Как бы вы ни старались застраховать свой автомобиль, никакая страховка не покрывает убытки. Даже если у вас «КАСКО» или «ОСАГО», все убытки, которые будут получены в зоне АТО, будут квалифицироваться как форс-мажорные обстоятельства. В свою очередь, государство вообще не отвечает за вашу собственность почти ничем – старая привычка забирать, но ни в коем случае не отдавать глубоко укоренилась в системе власти. Хотя в рамках закона «О мобилизации» есть положение о компенсации, которое будет регулироваться Кабмином. Но, по факту, механизмы возврата средств в Украине не работают или работают с крайне ощутимой задержкой. Больше месяца прошло с тех пор, как Президент поручил выделить семьям погибших по 610 тыс. грн (сумма на самом деле колеблется от 8 тыс. грн до 1,5 млн грн за смерть депутата), но об этом чуть позже.

На данный момент военные обещают, что их интересуют только полноприводные грузовики и автобусы/бусы больших (и не очень) предприятий. Но в случае необходимости будут забирать и у физических лиц. На практике это вполне реальные события. Еще во время второй волны мобилизации люди получали повестки в военкомат, куда приказывали явиться с документами в установленное время (в конце мая в Одессе мобилизовали минивэн НИИ морского транспорта). Правда, как оказалось, там не знают, что делать дальше, поэтому после проверки документов всех владельцев автомобилей разворачивают домой – то ли радоваться сохраненной собственности, то ли дрожать в ожидании военных на пороге.

Сергей Вакула

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: