Эпатаж и политика: о секретах успеха Дарта Вейдера и Олега Ляшко

Читати українською

"Почему-то просто надев костюм Спайдермена, в Украине можно добиться большей "известности", чем закончив философский факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, защитив диссертацию, написав две книги, не говоря уже о таких мелочах, как учеба в Польше, Румынии, Нидерландах. Стажировка в Конгрессе США – тоже ничто в сравнении с костюмом Человека-паука... Вот он, диагноз нашего времени...", – жалуется в своем "Фейсбуке" кандитат в депутаты Киевсовета Валентин Гладких, который недавно записал агитационный рекламный ролик в костюме Человека-паука.

Однако для Валентина Валерьевича, серьезного политолога с более чем 10-летним стажем работы в Верховной Раде, костюм Спайдермена был лишь разовой акцией, а для многих украинских политиков эпатажные костюмы и амплуа стали основой имиджа и слились с их "носителями".

Нередко экстравагантные политики получают широкую популярность среди населения, а иногда и поддержку на выборах. Вместе с политологом Александром Палий и вице-президентом Ассоциации политических психологов Украины Виктором Рыбаченко «Слово и Дело» пыталось понять причины появления и дальнейшие политические перспективы Дарта Вейдера на выборах городского головы Киева и Олега Ляшко на президентских выборах.

Причины появления

"Есть в этой сфере (политике - Ред.) личности, которые хотят одним махом запрыгнуть в эшелон известных и популярных политиков. Им не по характеру годами и тяжелой черновой политической работой долго и нудно пробиваться вверх", – говорит политический психолог Виктор Рыбаченко.

Существуют и более серьезные причины появления политических проектов по типу Дарта Вейдера или Олега Ляшко. В частности, политолог Александр Палий предполагает, что появление предводителя Темных Сил на нынешних президентских выборах, вероятно, было политической технологией. "Ему надо было превратить президентские выборы в фарс. Это ему не удалось и он ушел", – объясняет политолог. "Олег Ляшко, – продолжает Палий,  тоже начинал, как политическая технология. Кстати, как антикоррупционная".

Ярким примером политических технологий с примесями эпатажа на президентских выборах 2010 года был пенсионер Василий Гуменюк, известный широкой общественности как Василий Протывсих. "Василий Протывсих бесследно исчез из поля зрения после того, как кукловоды использовали его всего лишь на одних выборах. Кроме желания заработать, других идей у него не было. Поэтому заработал копейку и пропал", – вспоминает Виктор Рыбаченко.

Причины популярности

Эксперты отмечают, что среди украинцев всегда есть прослойка людей, которые разочаровались в политике и политиках, поэтому своим голосованием они хотят выразить протест. Этим довольно часто объясняется популярность неординарных политиков, которые выступают альтернативой существующей политической системе. Чаще подобными настроениями характеризуется молодежь.

"Проблема протестного электората в том, что он в большинстве своем очень молодой. А значит может просто не прийти на избирательный участок", – считает политолог и основатель Свободной школы журналистики Дмитрий Раимов. Как пример, Раимов приводит итоговые результаты партии "УДАР" на парламентских выборах 2012 года. "Виталий Кличко и партия "УДАР" в 2012 году на старте кампании имели рейтинг на 10% выше, чем итоговая финишная линия. Почему? Молодежь на выборы не ходила. Эти выборы покажут: молодежь лайкает или голосует", – заключает эксперт.

Протестные настроения среди молодежи могут вылиться в голосование за киевского Дарта Вейдера (в этом году в избирательных комиссиях пытались зарегистрироваться несколько Дартов Вейдеров, однако из президентской гонки подобного кандидата сняли, а на выборах мэра Киева оставили – Ред.). "Интернетчик Шевченко использовал популярный образ и имя Дарта Вейдера, чтобы в "упаковке" своего киногероя поразить и заинтриговать всех, кто хотел бы проголосовать "по приколу", – убежден Виктор Рыбаченко. Он объясняет, что эта часть электората на прошлых выборах могла голосовать за кандидата Василия Протывсих, который тоже взял псевдоним, чтобы получить голоса тех, кто не хотел голосовать за одного политика из списка кандидатов. "Можно сказать, что Дарт Вейдер – это сегодняшний "Василий Протывсих", только более интересный по форме и ориентированный на молодежную аудиторию", – резюмирует политический психолог.

Между тем популярность Олега Ляшко на нынешних президенских выборах имеет несколько иную природу. Так, Александр Палий утверждает, что политик-радикал ориентируется на людей, которые являются сторонниками простых решений. "Таких людей достаточно много. Поездки в Мариуполь, на передовую, подготовка батальонов – все это ему, безусловно, добавляет популярности. Люди забывают те вещи, которые были раньше", – объясняет политолог.

Дальнейшие перспективы

Виктор Рыбаченко считает, что "Дарту Вейдеру на киевских выборах потенциально кое-что светит, если он не остановится на приколах и эпатажном поведении, а сумеет сформулировать свою политическую идею". Дарт Алексеевич, по мнению политического психолога, может найти подход к молодежи, которая традиционно любит серьезных политиков и неохотно идет на выборы.

Вместе с тем Александр Палий отмечает, что ни один из вышеупомянутых эпатажных политиков не имеет серьезных перспектив получить высокую поддержку на президентских или местных выборах – их электорат невелик. "После Майдана избиратели стали серьезными. После тех великих потрясений, которые пережила страна, люди уже не "играют" в подобные игры", – убежден эксперт.

Сегодняшний высокий рейтинг Олега Ляшко Палий связывает с тем, что за последние месяцы лидер Радикальной партии отошел от своего привычного "комического" амплуа. "Благодаря своим действиям по борьбе с сепаратистами Ляшко перешел в статус серьезного политика, а за несерьезных кандидатов у нас голосовать не будут. Слишком высокая цена была заплачена", – убежден Палий. Впрочем, Олег Ляшко, по мнению эксперта, вряд ли пройдет во второй тур президентской гонки.

Олександра Палия поддерживает Виктор Рыбаченко. Политический психолог отмечает, что между медийной популярностью и серьезным политическим весом существует большая разница. Примером подобного феномена Рыбаченко назвал рейтиг кандидата в президенты и лидера "Правого сектора" Дмитрия Яроша. "Ярош является суперпопулярным, но в президентской гонке имеет очень скромные шансы и маленький рейтинг. Причина проста: народ сегодня шокирован беспорядком в Украине, поэтому хочет мира, безопасности, взаимопонимания", – резюмирует эксперт.

Илона Македон, "Слово и Дело"

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: