Почти второй месяц эскалация военного напряжения на границах с Украиной и угроза полномасштабного наступления России существенно влияют на геополитическую ситуацию в Европе и вообще в мире. Гибридные угрозы, в которых годами жили государства постсоветского пространства и последние 8 лет живет Украина, сейчас стали вполне реальными и для западного мира.
Современная война включает не только военные компоненты: противостояния ведутся на дипломатическом фронте, с помощью пропаганды, фейков, киберугроз, которые создают атмосферу паники и психологического давления. История с искусственным миграциоонным кризисом на границах с Польшей и балтийскими странами со стороны Беларуси – один из компонентов гибридных угроз уже непосредственно для государств Европейского Союза.
Похоже, угрожая Украине, Россия напрямую влияет и на своих непосредственных соседей, и опосредованно на геополитическую повестку дня во всей Европе. Происходит изменение в распределении ролей между основными союзниками Украины – очевидно, что наибольшую поддержку наше государство ощущает со стороны США и Великобритании, а также ближайших соседей в ЕС – Польши и стран Балтии.
С какими вызовами столкнутся ЕС и НАТО из-за угрозы полномасштабного вторжения России на неоккупированную часть Украину?
Геополитический кризис в ЕС?
Очевидные изменения претерпела позиция Германии, которая в последнее время демонстрирует все более последовательную политику «умиротворения» России и действует вопреки консолидированным усилиям других западных государств в контексте применения санкций, поставок оружия Украине. Одна из ключевых причин – долгое экономическое сотрудничество Германии и России, особенно в энергетической сфере. Запуск «Северного потока-2» в Европе – ответственность, прежде всего, Германии.
На этом фоне все более активную позицию по мирным переговорам демонстрирует Франция – Эммануэль Макрон спешит показать положительный результат переговоров на фоне приближающихся апрельских президентских выборов.
Страны Балтии – Латвия, Литва и Эстония – не только давние дипломатические союзники Украины, но и сами заинтересованы в сдерживающей стратегии агрессивных намерений России, ведь сами могут в любой момент стать жертвами гибридных угроз. В свою очередь президент Польши Анджей Дуда в конце текущей недели созывает заседание Совета национальной безопасности в связи с ситуацией вокруг Украины.
В Европе немало как сторонников стратегии сдерживания агрессора, так и политиков и целых государств, которые скорее будут способствовать захватническим аппетитам Кремля, чем помогать Украине. Пока что действуют инструменты сдерживаний на уровне санкций, а еще ЕС до сих пор готов финансово помогать Украине – в частности, на днях было решено экстренно выделить 1,2 миллиарда евро.
Последний шанс НАТО
Однако наибольший вызов сейчас предстал перед Североатлантическим Альянсом – система безопасности НАТО на примере сдерживания агрессивных намерений России должна продемонстрировать свою эффективность, при этом непосредственно не участвуя в противостоянии с РФ.
В противном случае, если Россия таки прибегнет к какой-либо агрессии в отношении Украины, это будет означать полную неспособность НАТО сдерживать захватническую политику Кремля на европейском континенте – особенно среди стран бывшего соцлагеря. Если вспомнить историю и сравнить амбиции нынешнего путинского режима, то влияние России может распространиться далеко за пределы независимых государств, которые до 1991 года входили в состав СССР.
О такой геополитической ситуации все чаще говорят американские политики, подчеркивая, что и государствам-союзникам США, и НАТО нужно четко осознать реальные цели РФ – разрушить архитектуру европейской безопасности, существовавшую после Хельсинкских соглашений 1975 года. К сожалению, среди европейских государств-участников Альянса нет единой позиции относительно возможной новой полномасштабной агрессии России против Украины.
К примеру, президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что Украине не место в НАТО, а Загреб, в случае агрессии со стороны России в отношении Украины, максимально дистанцируется от этих событий. Интересно, что среди политиков балканских государств больше всего сторонников путинского режима. Однако даже среди ближайших соседей Украины – например, Румынии и Венгрии, также пока что побеждают настроения по поводу нежелания видеть наше государство среди стран-участниц Альянса. И даже недавняя негативная реакция со стороны МИД Румынии и Болгарии по поводу требования России вывести силы НАТО со своей территории, вряд ли будут означать изменение вектора относительно отношения к возможному членству Украины в Альянсе.
В настоящее время руководство НАТО не приняло ультимативные требования России по предоставлению юридических гарантий заблокировать вступление Украины и Грузии в Альянс. В свою очередь, США рассматривают возможность отправить от 1000 до 5000 военных на восточный фланг НАТО, а сами государства-члены Альянса готовы усилить свое присутствие для защиты союзников в связи с действиями РФ вокруг Украины. Однако будут ли достаточны такие меры сдерживания?
Нормандский формат с российским привкусом
Уже завтра в Париже состоится встреча политических советников лидеров стран Нормандского формата - Украины, Франции, Германии и России.
В преддверии встречи в Верховной раде был отозван правительственный проект закона №5844 «Об основах государственной политики переходного периода» – вроде бы для доработки. Законопроект был внесен в парламент еще в августе прошлого года, его разработкой непосредственно занимались в Минреинтеграции.
В конце прошлого года в «слитой» россиянами дипломатической переписке с Германией и Францией в рамках подготовки к переговорам в Нормандском формате была и информация о подготовке совместного заявления глав министерств внешних дел, которую предложила российская сторона. В ней говорилось, что именно данный законопроект противоречит «комплексу мер» со стороны украинской стороны, а потому имеет своим следствием фактический выход Украины из Минских соглашений. Кстати, россияне намекали и о пересмотре других документов – в частности, о принятых законах относительно государственного языка и коренных народов.
В монобольшинстве и в Офисе президента уже опровергли тезис о том, что законопроект №5844 отозвали с целью не раздражать лишний раз Россию накануне важных переговоров. Впрочем, все больше создается впечатление, что в обмен на деэскалацию и Россия, и европейские страны-участницы Нормандского формата будут оказывать все большее давление в направлении выполнения Киевом неудобных политических пунктов в рамках Минских соглашений, игнорируя блок безопасности.
В любом случае, Россия действует по нескольким направлениям – во-первых, оказывает военное давление и «накручивает» истерию не только в Украине, но и в государствах ЕС, параллельно демонстрируя неспособность НАТО хоть как-то повлиять на ситуацию безопасности. Во-вторых, дестабилизирует внутреннюю ситуацию, ослабляя рейтинги действующей власти, что все больше провоцирует внутриполитический кризис. В таком состоянии украинская сторона наиболее уязвима в своих позициях в рамках мирных переговоров – и может пойти на уступки в выполнении Минских соглашений. Именно это и является одной из главных целей путинского режима с 2014-го – ведь выполнение соглашений по логике Кремля со временем сделает невозможным существование сильной и унитарной Украины.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»