Близится седьмая годовщина Иловайской трагедии. По этому случаю прокуроры Офиса генпрокурора обнародовали некоторые результаты расследования причин тех событий. Они свидетельствуют только о том, что несмотря на стремление различных ведомств пролить свет на причины Иловайской катастрофы, единого мнения по этому поводу в Украине пока нет.
Бои под Иловайском продолжались с 6 августа по 3 сентября 2014 года. Основная их фаза началась 18 сентября, когда в город вошли добровольческие батальоны с целью зачистить этот населенный пункт от боевиков так называемой «ДНР». Иловайск рассматривался как важный транспортный и железнодорожный узел, через который шло снабжение боевиков со стороны Российской Федерации.
Увязнув в боях за Иловайск, «добробаты» были окружены внезапно вторгшимися в Украину регулярными частями российской армии. Кульминацией этих событий следует считать 29 августа, когда российское командование предоставило украинским частям так называемый «зеленый коридор» для выхода из окружения. Этот «коридор» оказался ловушкой. Во время прохождения через него, украинские колонны были расстреляны противником. Данные о потерях в результате этих событий разнятся. Наиболее известной является информация о 366 погибших, 429 раненых, 128 пленных и 158 пропавших без вести. Однако встречаются данные и о более чем тысяче погибших украинских бойцов.
Именно после военной неудачи под Иловайском Украина была вынуждена прекратить наступление на Донбассе и подписать так называемые Первые Минские соглашения, 5 сентября 2014 года.
С момента тех событий предпринимались неоднократные попытки расследовать причины Иловайской трагедии на уровне Верховной рады, Министерства обороны, Генштаба и правоохранительных органов. Так, накануне седьмой годовщины расстрела колонны, в пятницу 27 августа, прокуроры Офиса Генпрокурора обнародовали некоторые результаты своего расследования.
Как сообщил на брифинге начальник Департамента надзора над уголовными производствами в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта ОГПУ Юрий Рудь, проведено более 900 допросов потерпевших и свидетелей, изъяты и исследованы более 600 боевых документов, касающиеся тех событий. «На основании этих доказательств установлен ряд нарушений со стороны руководства АТО при планировании и проведении боевых действий в районе Иловайска», – пояснил Рудь.
В частности, не были учтены разведывательные данные относительно боевых возможностей незаконных вооруженных формирований в районе Иловайска, а также стремительной смены боевой обстановки. Кроме того, были допущены нарушения при планировании операции.
При этом в ОГПУ так и не нашли «причинно-следственных связей между действиями командиров, допущенными ими ошибками, а также последствиями в виде гибели военнослужащих». Вывод достаточно странный, поскольку именно действия командиров, а также допущенные ими ошибки (либо отсутствие таковых), как раз и приводят к победам и поражениям на поле боя. Год назад в Офисе генпрокурора заявляли, что единственным фактором, который привел к неудаче под Иловайском, является вторжение России.
Все это заставляет думать о том, что в Украине пока нет единого мнения относительно причин Иловайской катастрофы. К примеру, часть ответственности военные возлагают на добровольческие батальоны. В докладе Генштаба о ходе боевых действий в 2014 году, который был опубликован в конце лета 2015 года, к примеру, указывается следующее: «Несмотря на высокую мотивированность бойцов (добровольческих батальонов, – Авт.), уровень их обученности… был низкий, а уровень организованности также не способствовал эффективному выполнению задач. Добровольческие подразделения входили и выходили из боя на усмотрение их командиров. Они, как правило, заходили в населенный пункт и, столкнувшись с сопротивлением противника, выходили. Это повторялось несколько раз. Причиной был низкий уровень тактической подготовки и отсутствие маневра. В таких условиях, взять под контроль Иловайск не удавалось».
В Генштабе также указали, что добровольческие батальоны не подчинялись руководству АТО, что лишь увеличивало хаос на поле боя. Эту информацию подтвердил экс-начальник Генштаба Виктор Муженко – непосредственный участник тех событий. В своем недавнем интервью одному из изданий господин Муженко также отметил, что в те дни противился попыткам штурмовать Иловайск, поскольку в этом «не было необходимости». По его словам, на тот момент перед армией стояла задача освободить Луганск, что позволило бы ликвидировать так называемую «ЛНР». Муженко сообщил, что на проведении операции под Иловайском настаивало руководство МВД, в ведении которого, к слову, и находились некоторые добробаты, атаковавшие Иловайск.
В ближайшие дни Офис генпрокурора обещает опубликовать рассекреченные материалы об Иловайской трагедии. Помогут ли они установить причинно-следственную связь, о которой не сказали прокуроры ОГПУ – покажет самое ближайшее время.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»