Украина с начала суток 26 мая прекращает авиасообщение с Беларусью. Причиной стал инцидент 23 мая, когда в аэропорту Минска власти Беларуси экстренно посадили пассажирский самолет Ryanair, который направлялся из Афин в Вильнюс. После посадки был задержан Роман Протасевич – один из основателей белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta. Это привело к международному скандалу и грозит санкциями против Беларуси, к которым, вероятно, присоединится и Украина. Ситуация вокруг задержания Протасевича может окончательно развернуть Беларусь в сторону России, что чрезвычайно опасно для нашей страны.
Решение о приостановлении авиасообщения с Беларусью с 00.00 26 мая было принято на внеочередном заседании Кабмина во вторник. Причиной этому стал инцидент 23 мая, когда в аэропорту Минска власти Беларуси посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс. После посадки был задержан Роман Протасевич, белорусский блогер, журналист, бывший главный редактор телеграм-канала Nexta, который в Беларуси признан экстремистским. Летом и осенью 2020 года этот канал активно освещал и даже координировал протесты в Беларуси.
Задержание Протасевича (в «плен» попала также его девушка, София Сапега) имело все признаки спецоперации. Экс-главред сообщил, что его «вели» еще в аэропорту Афин, а когда самолет летел над Беларусью именно от белорусских диспетчеров поступило сообщение о минировании борта. Для того, чтобы самолет полетел в Минск, который к моменту получения сообщения находился дальше, чем Вильнюс, для его сопровождения был выслан истребитель МиГ-29 белорусских ВВС. Такое внимание к фигуранту вполне объяснимо, учитывая оппозиционную роль телеграм-канала Nexta в прошлогоднем белорусском Майдане.
История с Протасевичем вызвала серьезный международный скандал и была расценена, как нарушение правил работы гражданской авиации. Помимо требований освободить Протасевича, прозвучавших от руководителей различных держав, ряд авиакомпаний приняли решение прекратить полеты над Беларусью. По состоянию на 25 мая, это литовская AirBaltic, венгерская Wizz Air, австрийская Austrian Airlines, французская Air France, нидерландская KLM, немецкая Lufthansa, польская LOT, сингапурская Singapore Airlines, финская Finnair, испанская Iberia. Как видим, с 26 мая к этому протесту присоединится и украинская сторона.
Список возможных последствий на этом не ограничивается. Уже принято решение запретить белорусским авиакомпаниям полеты над ЕС. Кроме того, в понедельник, 24 мая, руководители государств ЕС решили усилить давление на белорусского лидера Александра Лукашенко (результаты выборов 9 августа 2020 года, из-за которых в Беларуси и вспыхнули протесты, не позволяют определить их победителя). Среди прочего, лидеры ЕС согласились расширить персональные санкции против представителей белорусского режима и связанных с ними компаний, а также разработать перечень секторальных санкций против Беларуси. Если такое решение будет принято, то Украина, старающаяся следовать в русле европейской политики, будет вынуждена присоединиться к этим санкциям.
Все это очень плохо отразится на украинско-белорусских отношениях, которые и без того переживают не лучшие времена, как раз из-за того, что Украина не поддержала избрание Лукашенко президентом по результатам скандальных выборов 2020 года. Отметим, что Беларусь уже отправила в МИД Украины ноту протеста в связи с прекращением авиасообщения между нашими странами.
О таком развитии событий можно лишь сожалеть, ведь Беларусь, несмотря на ее явный крен в сторону РФ, очень помогла Украине выстоять в самые тяжелые дни военного противостояния 2014 года. В рамках военно-технического сотрудничества между обеими странами, в Украину из Беларуси поставлялись электродвигатели, необходимые для вращения башен бронетехники, оптика, автомобильная техника и топливо. Так что режим Лукашенко, при всех своих особенностях, все же не являлся враждебным для нашей страны.
Однако произошло то, что произошло. Теперь уже никакого ленд-лиза не будет. Более того, история вокруг Протасевича, международная реакция на это событие, а также назревающие санкции неминуемо толкают Беларусь в еще более тесные объятия России. Все это создает новые вызовы для нашей страны – кроме откровенно враждебной РФ, мы получаем на своих северных границах еще и негативно настроенную Беларусь, что ставит Украину в крайне невыгодное геополитическое положение.
И в этой связи возникает вопрос – а какая страна была главным бенефициаром спецоперации по задержанию экс-главреда в аэропорту Минска?
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»