Запасная власть: кто и как будет руководить государством в случае форс-мажора

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Во всех странах, где свирепствует эпидемия COVID-19, болезнь не обходит стороной никого. Политики, депутаты, министры, судьи, даже президенты и лидеры государств – в зоне риска. Не стала исключением и Украина.

При этом именно политики и чиновники, как правило, находятся в большей зоне риска, чем рядовые граждане – именно из-за своего образа жизни. Они больше путешествуют за границу не только для отдыха, но и по делам, контактируют со своими зарубежными коллегами и посещают массовые мероприятия в связи с выполнением своих обязанностей.

Уже сейчас в столичных больницах подтвердились случаи заражения коронавирусом у нескольких народных депутатов, тест на определение болезни проходят все те, у кого есть характерные симптомы, или если человек чувствует себя плохо. Именно поэтому карантин объявлен и во всех органах власти, а традиционное заседание согласительного совета спикер парламента провел с главами фракций в онлайн-режиме.

С подобными вызовами Украина, как и другие государства, сталкивается едва ли не впервые. Коронавирус может не только повлиять на экономику каждой конкретной страны и мира, но и на политическую повестку дня. Ведь несвоевременная диагностика или неудачное лечение могут унести жизни каждого человека, даже если он занимает высокие должности в государстве.

Как будет развиваться ситуация в таком случае? Все ли варианты действий в случае подобного форс-мажора предусмотрены в Конституции Украины? Как другие государства мира реагируют на «черного лебедя», которым стал COVID-19, в контексте сохранения устойчивости системы управления государством?

План «Б» – на всякий случай

В мировом масштабе поводов для беспокойства тоже хватает. В странах Европы уже подтвердилось несколько случаев возможного заражения политиков опасным коронавирусом. Эпидемия не обошла и высших должностных лиц.

Дистанционный парламент: можно ли нардепам голосовать онлайнКонституция не запрещает голосовать дистанционно, но как проверить, что каждый депутат будет голосовать лично, без привычного для парламентариев кнопкодавства, пусть и онлайн.

Так, еще в конце прошлой недели канцлер Германии Ангела Меркель объявила о своем намерении пойти на самоизоляцию из-за подозрения на возможное заражение коронавирусом. Она контактировала с уже зараженным доктором. Пока диагноз канцлера не подтвердился, она продолжает участвовать в работе правительства дистанционно.

Политическая система в ФРГ – многоуровневая, и канцлер, хоть и имеет всю полноту исполнительной власти, однако руководящим органом остается федеральный парламент Бундестаг. Поэтому даже при наихудшем сценарии политическая система Германии будет оставаться устойчивой, ведь все решения о «запасных вариантах» вследствие непредвиденных ситуаций закреплены за законодательным органом.

В Великобритании решили позаботиться о «преемнике» премьер-министра Бориса Джонсона заранее. В случае, если глава правительства заболеет коронавирусом, его функции будет выполнять министр иностранных дел Доминик Рааб. Так или иначе, Великобритания по своему государственному строю – конституционная монархия, поэтому формально главой государства остается монарх, пока что это королева Елизавета II.

Во Франции значительно усилили меры предосторожности в отношении главы государства Эммануэля Макрона и его ближайшего окружения из-за вероятного заражения коронавирусом руководителя администрации президента Патрика Стрзода и министра юстиции Николя Беллубе. Это уже не первый случай вероятного заражения во французском правительстве. В частности, министр культуры Франк Ристер уже находится дома под наблюдением. Еще пять депутатов Национального собрания тоже на больничном из-за заражения COVID-19.

Интересно, что во Франции практически нет института вице-президента, поэтому в случае непредвиденной ситуации временные обязанности президента возлагаются на специально назначенного представителя Сената.

Опыт Украины

В экстренных ситуациях в Украине функции президента Украины выполняет председатель Верховной рады Украины. Так уже было в 2014 году, когда в конце февраля в результате событий Революции достоинства тогдашний президент Виктор Янукович сбежал из страны в российский Ростов-на-Дону.

Борьба с коронавирусом: шаги благотворительности в Украине и миреЧтобы бороться с пандемией коронавируса, крупные компании по всему миру жертвуют сотни тысяч долларов.

Тогда в 2014 году ответственность за дальнейшую судьбу государства взял на себя парламент. Сформировав новую коалицию и избрав председателем Верховной Рады Александра Турчинова, нардепы фактически именно ему делегировали право последней подписи под всеми законодательными инициативами.

В случае отсутствия премьер-министра его функции выполняют первый вице-премьер-министр или вице-премьер-министр. Подобные случаи в новейшей истории Украины уже случались не менее 5 раз.

Также в случае отсутствия председателя Верховной Рады, его функции могут выполнять первый заместитель и заместитель. Конечно, в чрезвычайных ситуациях, если невозможность выполнения обязанностей председателя Верховной Рады связана со смертью человека, народные депутаты должны избрать нового председателя. Аналогичная ситуация с отдельными поправками на процедуру и с главой правительства. А вот в случае смерти главы государства Верховный совет должен назначить досрочные президентские выборы.

Как быть с Конституцией?

Учитывая реалии карантина, все ли возможности для дистанционной работы органов власти предусмотрены в Основном законе?

Последствия карантина: есть ли риск социального взрываС 12 марта в Украине ввели карантин, который предварительно должен закончиться 3 апреля. Однако власти не исключают, что карантинные меры будут продлены.

Сейчас в Верховной раде активно обсуждают возможность не только разрабатывать законопроекты, но и голосовать онлайн. Прямого запрета такого режима работы Конституция не предусматривает. Однако, если вспомнить много различных ситуаций в новейшей истории Украины, подобные обстоятельства впоследствии могут быть использованы для обжалования в Конституционном суде.

Так, например, были отменены так называемые «диктаторские законы», принятые нардепами 16 января 2014 года с нарушением регламента, без использования системы «Рада», простым поднятием рук.

На днях парламент может рассмотреть законопроект о возможности голосовать законы в онлайн-режиме. Учитывая обстоятельства, такой закон может быть принят временно, на период до окончания карантина. Однако возникает другое обстоятельство: как в таком случае проконтролировать, голосовал ли депутат лично? И не смогут ли впоследствии быть обжалованы все законодательные инициативы, проголосованные в таком режиме?

Говоря о государстве в смартфоне и диджитализации уже почти год, новая власть также оказалась не готовой к суровым реалиям жизни, когда угрозы наступают значительно быстрее, чем политики успевают реализовать свои обещания. В случае с Украиной таких ситуаций в будущем может быть значительно больше, потому предусматривать и реагировать на них нужно заранее. А в случае необходимых изменений в законодательство и Конституцию – в первую очередь.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: