Переаттестация Генпрокуратуры: в одной из комиссий собеседование не прошел каждый третий прокурор

Читати українською
Геннадий Дубовкандидат юридических наук

В рамках реформы прокуратуры уже прошла переаттестация работников Генеральной прокуратуры. В итоге с аттестацией не справились 55,5% прокуроров. На чем «засыпались» прокуроры, как проходило тестирование и итоговое собеседование с работниками Генпрокуратуры, «Слово и Дело» расспросило члена кадровой комиссии, работавшей во время переаттестации, кандидата юридических наук Геннадия Дубова.

Реформа предусматривает ликвидацию Генпрокуратуры и увольнение всех ее работников. Желающие устроиться на работу в Офис генпрокурора, который будет формироваться, начиная со 2 января 2020 года, должны были пройти переаттестацию.

По словам Геннадия Дубова, переаттестация проходила в два этапа. Работники прокуратуры должны были сдать два теста – на знание законодательства и общие навыки работы, после чего тех, кто набрал хотя бы минимальные баллы, допускали к собеседованию, где работников прокуратуры проверяли по критериям добродетельности, этики, а также профессиональных знаний и умений.

Реформа прокуратуры: штат сократят на треть, кто не успеет пройти аттестацию, будет уволенГенпрокуратура сменит вывеску, прокуроры смогут назначать меру пресечения в виде личного обязательства, военные прокуроры останутся без погонов.

К аттестации привлекались 7 комиссий, из них одна проводила тестирование, а остальные – собеседование. Отметим, что комиссии формировались таким образом, чтобы трое членов были отобраны прокуратурой и трое – по рекомендации международных организаций, диппредставительств и так далее. Геннадия Дубова рекомендовали международные организации. По его словам, пятеро из шести членов комиссии, в которую попал он, не были прокурорами и никогда ранее не работали в органах прокуратуры.

«Для меня было неожиданно то, что меня пригласили в комиссию. Искали незаангажированных людей. Со мной в комиссии был глава Хельсинской правозащитной группы, два профессора, я – доцент, кандидат юридических наук, замгенпрокурора и один адвокат. Пятеро из шести не были прокурорскими работниками и никогда раньше не работали в прокуратуре», – сказал Дубов.

По его словам, часть сотрудников прокуратуры не написала заявление на прохождение переаттестации. Следовательно, они будут автоматически уволены в связи с ликвидацией Генпрокуратуры. Еще какая-то часть завалила тесты. Остальные прошли дальше и отправились в кадровые комиссии на собеседование, на котором надо было получить 4 голоса членов комиссии из 6 человек. Те, кто не прошел собеседование, прекращали свой трудовой путь в органах прокуратуры.

Поскольку с тестами работала отдельная комиссия, Дубов сказал, что детально их не изучал. Из 6 тысяч тестовых вопросов каждый прокурор получал по 100 вопросов. «Была полная возможность подготовиться. Все вопросы были в открытом доступе», – считает юрист.

Что касается собеседования, то комиссия получила материалы по каждому работнику прокуратуры – декларации, информацию по имуществу родственников, правонарушениям, которые он совершал, скажем, сколько раз он превышал скорость за рулем или в каких дисциплинарных правонарушениях был замечен.

«Решение по каждому работнику прокуратуры должно было быть мотивировано. Надо было обосновать, почему работник прокуратуры добродетельный или, наоборот, недобродетельный. В нашей комиссии не прошли собеседование около 10%. Мы собеседовали 141 человека и у нас не прошло 12. При этом мы не видели, как работали другие комиссии. В одной из комиссий не прошел собеседование каждый третий», – рассказал Геннадий Дубов.

На собеседование работники прокуратуры попадали рандомно. Формировался список фамилий по алфавиту и дальше по дням разбивался равномерно между всеми комиссиями. Генпрокурора не собеседовали, потому что его назначает Верховная рада, а его заместители возглавили три комиссии.

Основания, из-за которых люди не прошли собеседование, были разные, но чаще всего по критерию добродетельности.

«В одном случае выяснилось, что, будучи следователем по особо важным делам, человек предоставлял юридические услуги третьим лицам. Он утверждал, что за гонорар ездил в суд как представитель по доверенности. Это недопустимо для работника органов прокуратуры», – отметил член кадровой комиссии.

Многие прокуроры не прошли собеседование из-за нечистоплотных ситуаций с недвижимостью. В нескольких случаях работники прокуратуры снимали новые квартиры в центре Киева у ближайшего родственника за 1 гривну. Например, один прокурор снимал за 1 гривну квартиру на Печерске у сестры, которая сама жила в однокомнатной квартире и выплачивала кредит за жилье.

«Был прокурорский работник, который «отличился» тем, что в населенном пункте пьяный утром стрелял из ружья по воробьям. Были такие, которые года два-три назад защитили диссертацию и не могли вспомнить, на какую тему. Еще в одном случае выяснилось, что человек, не имея своего жилья, систематически и часто отдыхал в Тайланде, Эмиратах, явно не по доходам. У него, кстати, тоже квартира была в аренде за 1 гривну», – рассказал Геннадий Дубов.

Комиссия могла проверить соискателей и на знание законодательства. Перед собеседованием все писали практические задания – решали юридическую задачку по уголовному праву.

«В целом я был приятно удивлен многим вещам. У меня был стереотип, что в Генпрокуратуре все, скажем так, очень обеспеченные люди. А фактически процентов 90 – люди скромные, и многие живут в общежитиях. Ведь многих работников Генпрокуратуры набирают из областей. Видно по косвенным признакам, что это правда, и многие живут в общежитиях», – убежден юрист.

Также Геннадий Дубов отметил прозрачность работы комиссии. «Не было каких-то списков, указаний по поводу определенных сотрудников. Даже сами прокурорские работники и глава комиссии подчеркнуто не навязывали свое мнение», – отметил Дубов.

Ранее мы писали, что Генпрокуратура уволит сотни прокуроров, отказавшихся от переаттестации.

Также мы разбирались, в чем суть реформы прокуратуры и насколько сократится штат ее работников.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: