Кремль постепенно перехватывает инициативу в формировании повестки дня в вопросе разрешения конфликта на Востоке Украины. На самом деле встреча в Париже не была ни победой, ни поражением Украины, а легитимизацией России как провайдера в процессе дальнейшей собственной геополитической экспансии. К сожалению, и Украина, и Германия, и Франция стали некими «статистами» в игре президента России Владимира Путина. К счастью, ситуацию еще можно изменить, однако для этого нужно придумать «зеркальные» российским меры по нейтрализации планов Кремля.
Пока ситуация выглядит так, что все стороны переговоров остались довольны их результатами. В Украине говорят о том, что не произошло ни «зрады», ни «перемогы», официальные Франция и Германия довольны тем, что процесс мирного урегулирования сдвинулся с мертвой точки. Между тем статус России в переговорах существенно вырос – Кремль однозначно уже не выглядит свирепым агрессором и закрепил за собой роль соседа Украины, который во что бы то ни стало хочет помочь достичь конструктивного диалога на Донбассе. То есть или реализовать план по «прямым переговорам» между официальным Киевом и так называемыми «ДНР-ЛНР», или «заморозить» конфликт в удобном для самой России формате.
Именно с этим связаны последние заявления Владимира Путина о невозможности установления контроля украинской стороной в Донецкой и Луганской областях границы с Россией до проведения выборов. Вспоминая трагические события сербской Сребреницы, Путин намеренно изобразил Россию единственной страной в постсоветском регионе, способной предотвратить подобные сценарии. Зато прямым текстом признал несостоятельность президента Украины Владимира Зеленского контролировать так называемых «националистов». Конечно, подобные заявления – это сплошные манипуляции.
Не менее манипулятивным можно считать заявление пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, который в очередной раз обнародовал идею о перезапуске Минских соглашений с одним лишь условием – украинская сторона должна начать консультации с марионеточными «республиками». «Кто может работать над «Минском-3»? Две стороны. Поэтому, если эксперты из Киева сядут в контактной группе или за ее пределами с экспертами «ДНР» и «ЛНР», то они, вероятно, смогут работать над какими-то изменениями или дополнениями к минскому комплексу мероприятий», – отметил Песков.
И, похоже, сейчас Россия подошла к реализации своей коварной идеи вплотную.
Нормандские друзья Путина?
Вероятно, не только Украина согласилась пойти на выполнение определенных пунктов Минских соглашений, имплементируя изменения в отечественное законодательство. Похоже, во Франции и в Германии готовы всячески ускорить разрешение конфликта на Донбассе – конечно, с целью реализации собственных интересов относительно сотрудничества с Россией. Пока санкции удается удерживать, однако отсутствие прогресса в решении «украинского вопроса» вредит рейтингам самих европейских политиков. Ведь на этих настроениях внутри той же Германии и Франции могут играть оппоненты Меркель и Макрона.
Так, на днях Министерство иностранных дел жестко отреагировало на встречу одного из членов фракции оппозиционной ультранационалистической партии «Альтернатива для Германии», члена ПАСЕ Ульриха Оэме с представителями боевиков так называемых «ЛНР» и «ДНР». Уже в январе, по словам немецкого парламентария, он с коллегами в ПАСЕ якобы планируют инициировать обсуждение вопроса о привлечении к переговорам в Нормандском формате представителей этих незаконных вооруженных формирований.
Французские дипломаты пока более сдержанно сдержанно говорят об изменениях в Минских соглашениях, однако четко определяют, что они таки нужны. В одном из недавних интервью посол Франции в Украине Этьен де Понсен заявил о том, что «Минские договоренности требуют прояснения, дополнительной интерпретации».
Конечно, все эти заявления и действия европейских политиков и дипломатов достаточно удобно ложатся в логику Кремля о необходимости изменений в Минских соглашениях. Конечно же, Россия видит этот процесс в контексте реализации собственных геополитических интересов. В то же время позиция Кремля свидетельствует и об определенных изменениях в политике внутри Украины.
Во-первых, ранее РФ вообще не хотели даже слышать о внесении изменений в Минские соглашения, а говорили о необходимости их неукоснительного выполнения украинской стороной. Сейчас такое изменение в риторике относительно Украины имеет свою утилитарную цель. Впрочем и наши дипломаты могут воспользоваться этой возможностью как минимум для того, чтобы максимально «тянуть время».
Во-вторых, украинские власти усиленно подталкивают к введению диалога именно с представителями так называемых «ЛНР-ДНР» и теперь Кремль хочет реализовать эту идею уже в формате расширения Минских договоренностей.
Гибкий «Минск»
Похоже, не сдать национальные интересы в условиях «гибкого Минска» будет крайне трудно. Так или иначе, опасности подстерегают со всех сторон. Это и проведение местных выборов, и закон об особом статусе ОРДЛО, условия амнистии, экономические факторы, связанные с процессом восстановления территорий, которые могут лечь тяжелым бременем на украинский бюджет.
Новая власть во главе с Владимиром Зеленским имеет только один существенный козырь, который попытается разыграть по полной – высокую поддержку среди украинцев и попытку распространить свою популярность на жителей неподконтрольных территорий. Основная цель – завоевать доверие и получить большинство в местных органах власти. Правда, эксперты весьма скептически относятся к подобному сценарию, ведь обыграть Россию по такой схеме еще не удавалось никому. Конечно, как только что-то пойдет не по сценарию Кремля, там сразу перейдут к силовому решению вопросов.
Владимиру Зеленскому и его команде будет крайне трудно найти баланс между выполнением своих предвыборных обещаний и теми шагами, которыми новой власти необходимо будет воплощать в жизнь пункты Минских соглашений. Конечно, при этом не переступая «красных линий».
Главная цель Кремля – в том или ином виде закрепить в Конституции Украины особый статус в качестве основы для реинтеграции ОРДЛО. Все остальные пункты, необходимые для так называемого «особого статуса», а в таком случае скорее правильно говорить о полноценной автономии в составе Украины, уже учтены в действующих Минских соглашениях.
Именно так называемая «формула Штайнмайера» является тем «мостиком», который устраивает Россию в дальнейшем расширении собственных геополитических возможностей. Украина уже фактически согласилась на ее применение, поэтому очень вероятно, что Кремль продолжит свое давление относительно прямых переговоров украинской власти с представителями так называемых «народных республик», которые сначала могут происходить в режиме консультаций относительно реализации вопроса выборов и контроля над границей.
Возможности для противодействия
Стоит ли Украине идти на пересмотр Минских соглашений в направлении дописывания к ним новых пунктов и, вероятно, очередных обязательств? Вопрос дискуссионный вот уже почти 5 последних лет.
Сначала Минские соглашения рассматривались как вынужденный способ хоть как-то остановить российскую агрессию на Востоке Украины. В дальнейшем применялись с целью «затягивания времени». Сейчас же их выполнение может стать настоящей катастрофой для украинской государственности.
Впрочем, даже если представить, что на следующей встрече в Нормандском формате удастся договориться о пересмотре Минских соглашений, то Украина могла бы закрепить в них новые пункты, которые «гибридно» могли бы противодействовать дальнейшим планам Кремля по экспансии украинских территорий. Например, определить особые требования к проведению выборов на территории ОРДЛО в соответствии с международными стандартами, то есть через 1-3 года «санитарного периода», который необходим для возвращения на временно оккупированные территории украинских СМИ, партий, общественной жизни. Правда, Россия могла бы согласиться на подобный сценарий только при двух условиях: полного снятия санкций и признания оккупированного Крыма субъектом Российской Федерации.
В любом случае даже такие сценарии не исключают остановки дальнейшей агрессии России и отсутствия внутренней борьбы за Донбасс и возвращения Украины в орбиту влияния Кремля. Для этого режим Владимира Путина использует различные мероприятия, которые в том числе направлены на разрушение единства внутри самой ЕС. Для этого у РФ есть и экономические, и политические рычаги.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»