Процесс перезагрузки политической повестки дня в 2019 году достиг своего апогея в конце августа – начале сентября. Все традиционные политические силы и их неизменные многолетние лидеры просто исчезли с радаров политической жизни общества.
Исчезли в медийном аспекте, ведь отныне все внимание приковано к деятельности нового президента и его политической силы в Верховной Раде. Команде Владимира Зеленского удалось легко и непринужденно полностью взять под контроль все институты власти.
Однако это не означает, что «старые» политические силы куда-то делись. Они лишь заняли выжидательную позицию. События первого полугодия 2019-го отечественные политологи справедливо называют «электоральным Майданом». Впрочем, после каждой революции в мыслях граждан очень быстро рождается скепсис и постепенно происходят обратные эйфории процессы. Тем более, что этому способствует не всегда качественная коммуникация власти с ее избирателями, сознательно и бессознательно сделанные ошибки.
Альтернативная партийная жизнь бурлит среди внепарламентских политических сил. Они также оппонируют действующей власти и, как правило, находятся в оппозиции. Тогда как партии, которые не вошли в парламентское большинство, хоть и публично находятся в оппозиции, пытаются найти свое место в водовороте политических изменений, которые стремительно происходят.
Чем живут оппозиционные партии, и какую роль они сыграют в судьбе монокоалиции? Кто уже встал на тропу непримиримой оппозиционной силы, а кто готов подставить плечо? И что из этого получится?
В глубоком подполье
Наиболее многочисленная по количеству народных депутатов после «Слуги народа» – фракция «Оппозиционная платформа – За жизнь» (43 мандата) – пока оказалась в выгодном положении среди других политических сил, которые были выбраны в нынешний созыв парламента. С одной стороны, ОПЗЖ публично обрекала себя на роль «самой оппозиционной» политической силы как к прошлой власти, так и к новой. С другой стороны, именно эта политическая сила поддерживает курс Владимира Зеленского и его политсилы на разрешение конфликта и установления мира на Донбассе. А кроме того,, публично поддерживает любые инициативы правоохранительных органов в расследовании коррупционных преступлений представителями предыдущей власти.
ОПЗЖ можно понять: в случае возврата Донбасса и восстановления контроля Украины над границами временно оккупированных ОРДЛО, в случае проведения местных выборов на этих территориях они точно получат дополнительный электоральный ресурс. В будущем «Оппоблок» именно за счет временно оккупированных территорий Донбасса сможет улучшить свои позиции и в следующем созыве Верховной рады. Пока эта партия демонстрирует наиболее сплоченную риторику и действия, говорит о серьезности их намерений побороться за будущие голоса разочарованных сторонников «Слуги народа».
Впрочем, в самой фракции не все так гладко. Есть существенные противоречия между несколькими заинтересованными группами. Наиболее вероятно, что группа влияния, ориентированная на интересы олигарха Рината Ахметова, попытается сыграть в свою политическую игру. И это может быть вариант создания новой политической силы вне парламента или «ответвления» группы депутатов в действующем созыве Верховной рады.
Партия «Батькивщина» также притихла – ее лидер Юлия Тимошенко пытается найти новую формулу политического существования. С одной стороны, партии очень нужно финансирование, с другой, слишком малые медийные ресурсы для полноценной оппозиционной деятельности. Поэтому информация о переговорах с Офисом президента относительно возможного премьерства вполне в духе самого лидера «Батькивщины». Располагая фракцией в составе 26 народных депутатов в новой Верховной раде, Юлия Тимошенко не скрывала намерений войти в коалицию со «Слугой народа» еще в конце августа. Впрочем, пока все сигналы на сближение от Тимошенко новая власть игнорирует. Это может стать причиной дрейфа Тимошенко к другим оппозиционным политсил. Например, благодаря связям народного депутата Михаила Волынца с бизнес-средой Рината Ахметова «Батькивщина» поддержала акцию шахтеров по зарплатным задолженностям. На фоне заявлений самой Тимошенко по рынку электроэнергетики в кулуарах парламента активно говорят о том, что «Батькивщина» мигрирует в сторону Ахметова. Подобный сценарий вероятен еще и потому, что накануне выборов Тимошенко сблизилась с еще одним давним соратником Ахметова – олигархом Сергеем Тарутой. На внеочередных выборах в Раду он прошел вторым номером в парламент именно по спискам «Батькивщины».
Не исключено, что в случае падения рейтингов Владимира Зеленского и усиления центробежных тенденций внутри его фракции именно союз «Тимошенко-Ахметова» может стать тем новым «центром консолидации» для депутатов-мажоритарщиков от «Слуги народа». Весьма вероятен сценарий создания нескольких депутатских групп, которые создадут своеобразный «блокирующий» парламентский редут для всех инициатив власти.
Фракция партии «Голос» в Верховной раде тоже перешла в оппозицию к действующей власти. Еще в конце августа в Офисе президента рассматривалась идея максимально широкого формата коалиции, в которой свое место могли занять «Голос» и «Батькивщина». Впрочем, непомерные аппетиты «Голоса», которые претендовали на ряд ключевых министерств в Кабмине, также стали причиной прекращения диалога о возможном расширении коалиции.
Сейчас партия во главе с популярным лидером рок-группы «Океан Эльзы» Святославом Вакарчуком активно ищет свое позиционирование и всеми методами пытается расширить электоральную базу. Так, в «Голосе» одновременно защищают права ветеранов АТО и переселенцев, критикуют инициативы власти по завершению конфликта на Донбассе и предлагают разработать совместный план действий по реинтеграции в специально созданной парламентской комиссии. Кроме того, в «Голосе» взялись активно защищать права учителей на достойную зарплату и заявили о своем намерении создать альтернативную точку зрения на запуск реформы рынка земли.
Однако даже правильные информационные посылы не позволяют партии занять сколько-нибудь значимых мест в нынешней системе принятия решений. «Голос», как и «Батькивщина», пока остались за бортом политических процессов, которые почти на всех уровнях заполнили собой представители пропрезидентской команды.
Наконец, наиболее непримиримую позицию к новоизбранной власти занимают представители и лидер партии «Европейская солидарность». Относительно самого Петра Порошенко ГБР уже открыло несколько уголовных представлений, однако пятый президент Украины уклоняется от допросов. В целом правоохранительные органы активизировали расследование по коррупционным делам представителей предыдущей власти, многие из которых пришли на волне «революции Преимущества» в качестве близких соратников Петра Порошенко.
Фракция «Европейской солидарности» использует трибуну Верховной рады для громких заявлений и критики действий президента Владимира Зеленского и его команды. Понимая, что в формате фракции в 25 мандатов существенного влияния в Раде не достичь, Петр Порошенко и его соратники сконцентрировались на внепарламентской деятельности. Наиболее благоприятная тема, на которой удается сохранить и приумножить свой политический вес, это критика власти и участие в акциях протеста против мирных инициатив команды Зеленского по решению конфликта в Донбассе. Именно Порошенко для патриотического сообщества является своеобразным символом борьбы за сохранение государственности и противостояния путинской России. Мол, при Порошенко Украина хоть и не отвоевала свои территории, но и не сдала своих национальных интересов. Тогда как деятельность новой власти в данном вопросе несет в себе риски потери государственности.
Игра в голосования
Пока фракции «Слуги народа» хватает голосов, чтобы принять большинство согласованных законопроектов. Правда, когда дело доходит до субвенций из госбюджета или такого деликатного вопроса, как императивный мандат, сбои в голосованиях происходят на уровне несогласных «с линией партии» мажоритарщиков (которых, напомним, всего 130).
Остальные фракции, хотя публично и выражают свое оппозиционное отношение к инициативам монобольшинства, часто сами поддерживают голосованиями важные для страны и общества законопроекты. Так, например, произошло с голосованием о внесении изменений в Конституцию Украины относительно неприкосновенности народных депутатов. За изменения проголосовали 373 нардепа: «Слуга народа» дали максимальное количество голосов – 252, почти в полном составе проголосовали «Батькивщина» (23 из 24 нардепов), «Голос» (19 из 20), «Европейская Солидарность» (24 из 27). Единственная фракция, которая не дала ни одного голоса, была «Оппозиционная платформа «За жизнь». Кроме того, документ поддержала депутатская группа «За будущее», близкая к интересам Игоря Коломойского (все 22 нардепа), 33 из 34 внефракционных депутата.
Еще один важный законопроект – об изменениях в уголовном процессуальном законодательстве, который дает право НАБУ и ГБР самостоятельно прослушивать фигурантов антикоррупционных дел, кроме нардепов из «Слуги народа» (234 голоса), поддержали большинство депутатов из других фракций: «Оппозиционная платформа – За жизнь» дала 11 голосов из 44, «Европейская Солидарность» поддержала закон 20 голосами из 27, «Батькивщина» – 13 из 24, «Голос» – 15 из 20, депутатская группа «За будущее» – 16 из 23 депутатов, внефракционные дали 21 голос.
В большинстве других важных законопроектов оппозиционные фракции не участвовали в голосовании или голосовали «против». Так, ни одна из фракций не дала голосов за принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти». Главная цель документа – упрощение порядка принятия на государственную службу и освобождение от нее, а также повышение ответственности чиновников. Закон был принят исключительно благодаря голосам «Слуги народа» (голосовала не вся фракция – 224 нардепа) и 4-х внефракционных депутатов.
Такая же судьба ожидала и законопроект о судебной реформе, который был внесен по инициативе президента Украины. Так, за документ №1008 проголосовали только 219 из 252 «слуг народа» и 17 из 33 внефракционных депутатов. Закон удалось принять «на грани фола» – всего 236 голосами. Для единства монокоалиции это голосование от 16 октября текущего года тоже стало своеобразным «водоразделом». Депутаты жаловались на несовершенство законопроекта и откровенно не хотели в спешке снова выполнять прямые указания Офиса президента.
Почти не дали голосов оппозиционные фракции и по голосованию в первом чтении проекта Госбюджета на 2020 год. Этим документом было важно поддержать правительство Алексея Гончарука, но «спасли» бюджет опять-таки благодаря фракции «Слуги народа». Она дала 235 голосов из 252-х.
Скорее всего, из других важных законопроектов оппозиционные фракции будут так же категоричны. Почти во всех из них есть свое видение процессов приватизации, запуска и реализации реформы рынка земли, а также решение конфликта на Донбассе. Вероятнее всего, для внесения изменений в Конституцию об особом статусе Донбасса новая власть все же попытается реализовать в рамках Минских договоренностей и Нормандского формата, а необходимых 300 голосов в Раде не найдется. Впрочем, существует вероятность, что подобного рода вопросы команда Владимира Зеленского попытается реализовать совсем другим путем – на Всеукраинском референдуме.
Эффект «холодного душа»
Как и в любой истории с завышенными ожиданиями, со временем «маятник» общественных настроений идет в противоположную сторону. Именно в этот период власть чувствует желание «закрутить гайки» или наоборот – найти новых союзников для работы над ошибками.
В свою очередь, это время оппозиционные политические силы используют для поиска новых ошибок и поводов для расширения своей электоральной поддержки среди потенциальных избирателей. В случае с падением рейтингов «Слуги народа» первые сигналы изменения общественных трендов состоятся уже в следующем году, во время проведения местных выборов.
Впрочем, как «старым», так и «новым» политикам придется придумать новые способы привлечения внимания своих избирателей.
Сейчас же для парламентских партий наиболее удачная стратегия – наблюдать за ошибками власти и развивать собственную коммуникацию с избирателями. С падением рейтингов «Слуги народа» начнется постепенный поиск альтернатив на политическом рынке. Тем партиям, которые захотят получить еще один шанс выйти или остаться в большой украинской политике, придется действовать решительно, построить собственную систему донесения месседжей для своей аудитории, а также применить новые подходы в нахождении источников финансирования.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»