Накануне Дня Независимости, на День государственного флага Украины, во Львове открыли мемориал памяти героев Небесной сотни. При всем общенациональном значении этих событий и символов, галичане больше, чем кто-либо иной, считают их своими. Это здесь, как нигде, боролись за независимость, флаг ведет свое происхождение от Галицко-Волынского княжества, а среди погибших в дни Майдана очень высоко количество львовян и жителей области – двадцать один человек. Украина – это они в первую очередь, это популярное и небезосновательное убеждение.
Между тем в политических изменениях последнего времени многие галичане почувствовали себя лишними, некоторые – проигравшими. На преимущественно зеленых картах президентских и парламентских выборов Львовская область выделяется своим цветом: здесь преимущественно голосовали за Порошенко и за «Голос». Неорганичного в пафосном, напускном национальном консерватизме Петра Порошенко своим, конечно, не считают, но Владимира Зеленского таковым не воспринимают тем более.
В условиях, когда БПП – «Европейская солидарность» превратилась в первую очередь в площадку по трудоустройству бывшего президента, на представление ценностей и интересов запада Украины больше других партий из первой пятерки претендовал «Голос» Вакарчука. Однако созданный на скорую руку проект показал обескураживающе слабый результат, сам Слава заметно разочаровал, не продемонстрировав лидерских качеств, а значит, и перспектив. Такой «Голос» влиять на политику центра практически не сможет.
После самодискредитации «Свободы» и тотального провала ярко взлетевшей пять лет назад «Самопомичи» Галичина осталась без заметной политической силы, которую бы могла безоговорочно назвать своей. А в условиях, когда в Киеве, по ощущениям, ну совсем не свои, потребность в такой силе очень вырастает.
Партии Зеленского, безусловно, следовало бы учитывать это обстоятельство и предпринимать разумные шаги, чтобы хотя бы доля условно настороженных по отношению к «слугам» превышала число настроенных априори негативно. Результат СН по области ненамного меньше, чем у «Голоса», 22% против 23%, но это все-таки партия власти, то есть центра, Киева. Тем не менее задача построения организации на местах в преддверии местных выборов никуда не делась, и президентская партия будет этим заниматься, подбирая нужных людей.
Интерес у местных деятелей к общенациональным брендам велик. Как показала парламентская кампания, даже очень крепкие кандидаты уступали брендированным слабакам, во Львове таких примеров хватает. Поэтому процесс поиска кандидатов под партийный «зонтик» и партийного «зонтика» будущими кандидатами будет взаимным.
«Голос», конечно, еще имеет шансы перестроиться из лидерской партии в идеологический проект и достроить низовые структуры. Интересно, что в самом Львове, на родине Святослава Ивановича, «Голос» как политический субъект вообще не существует, здесь его интересы представляет региональный политический партнер – Украинская Галицкая партия. Хоть свои, но все же не свое, со всеми соответствующими рисками. Трудно сказать, как будут развиваться отношения между УГП и столичным ядром «Голоса» при решении задачи, под каким брендом и в каком составе идти на местные выборы.
Здешние настроения рессентимента, обиды и неприятия происходящего в Киеве, как ни странно, могут дать импульс новому возрождению «Свободы», на этот раз именно как региональной партии. Репутация партии Олега Тягныбока, конечно, сильно подмочена, но, как некоторые считают, не настолько, чтобы ее совсем нельзя было подсушить и побороться за пост мэра Львова и местные рады. Ресурсы имеются.
Перспективы «Самопомичи», представители которой, получив богатый столичный опыт, вынуждены были вернуться домой, сильно зависят от планов Андрея Садового и его шансов еще раз возглавить Львов. Он руководит городом с 2006 года, от него устали, и он сам, похоже, устал. К Садовому накоплена гора претензий, плюс давит крайне неудачное выступление на президентских и парламентских выборах. Акела промахнулся, но никто пока не может сказать, кто может сколько-нибудь уверенно рассчитывать занять его место. А неуверенных – с десяток. Более того, длина списка возможных претендентов как раз увеличивает шансы действующего мэра остаться в кресле. Если останется Садовый, продлит свое существование и местная «Самопомич», хотя и несложно предсказать дрейф людей в новые, более перспективные партийные структуры.
Так что Львов встречает очередную годовщину Независимости в несколько растрепанных чувствах и с высокой долей неопределенности. А с другой стороны, боротьба триває, дело обычное и привычное.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»