Майдан, Чорновол и мошенничество: что не так с делом Гримчака

Читати українською
Андрей Вигиринскийюрист

Заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрия Гримчака задержали 14 августа. Его обвиняют в вымогательстве $1,1 млн взятки. По данным правоохранителей, у Гримчака при задержании изъяли $480 тыс. Адвокат это опровергает. Между тем жена Гримчака опубликовала в Facebook постановление суда об обысках. В данном документе указан номер дела, присвоенный расследованию нападения на журналистку Татьяну Чорновол, которое произошло 5 лет назад. По словам руководителя Управления спецрасследований ГПУ Сергея Горбатюка, следователи вышли на вероятное преступление со стороны Гримчака при расследовании дела Чорновол.

Юрист Андрей Вигиринский отметил, что важно понять, на основании каких фактов органы досудебного расследования начали отслеживать деятельность Гримчака. Он предположил, что в феврале или марте могли взять санкцию на то, чтобы следить за Гримчаком и его деятельностью. Однако непонятно, какие сведения они получили в это время.

На его взгляд, в данном процессе слишком много странных совпадений и вопросов, которые остаются без ответов. В частности, до сих пор непонятно, какую версию проверяли в уголовном производстве о совершении покушения на Татьяну Чорновол, и установили ли, что к нему причастен Гримчак.

НАБУ обязали открыть еще одно производство против Луценко: что из этого выйдетНАБУ должно открыть уголовное производство относительно возможных злоупотреблений властью или служебным положением со стороны Луценко.

«Были ли основания снимать информацию с телефона Гримчака, следить за ним? Почему все санкции на эти действия брали в Чернигове, а не по месту нахождения правоохранительного органа?», – подчеркнул Вигиринский.

Странно, что когда начали документировать деятельность Гримчака, проверять его на предмет совершения преступления, связанного с покушением на жизнь Чорновол, это совпало с тем, что политик ведет переговоры с организацией с ограниченной ответственностью и совершает мошенничество, уточнил он.

«Если речь о мошенничестве, можно предположить, что представители ООО обратились к какому-то из правоохранительных органов на предмет того, что заместитель министра, которому были переданы средства для решения определенных вопросов, ничего не решил», – добавил эксперт.

По его словам, в таком случае заявление нужно было направлять в НАБУ. Если есть такое обращение ООО, то данная информация не имеет отношения к покушению на жизнь Татьяны Чорновол. Правоохранительные органы пытаются убедить, что данную информацию получили следственным путем.

«Однако, если в 2019 году взята санкция на Гримчака, расследуется покушение на убийство, то на основании чего? Какая появилась информация о том, что он причастен именно к покушению на убийство?», – отметил он.

Если это было исключительно заявление представителей ООО о том, что есть некое должностное лицо, дающее взятку, то оно не может проверяться в рамках уголовного производства о Татьяне Чорновол, пояснил Вигиринский.

«Должна быть переадресация по подследственности исходя из субъекта в НАБУ, возможно, ГБР, в зависимости от того, как сформулировано заявление», – уточнил он.

На его взгляд, у адвокатов есть окно возможностей, чтобы процедурно давить на то, что следствие было необъективным и не обеспечены принципы уголовного процесса.

«Кому будет приговор? Гримчаку или члену его семьи, который не наделен властными полномочиями? Гримчак, судя по всему, средств лично не брал. Пособничество – одна из форм соучастия. Ответственность соучастника меньше, чем организатора или заказчика. Во-вторых, по какому из двух эпизодов?», – подчеркнул юрист.

В любом случае, есть факт в части совершения преступления. Даже если приговор будет оправдательным, это не снимает общественно-политической вины и токсичности самого Гримчака, добавил он.

«Токсичность следует из того, что несмотря на процедурные тонкости, остается факт, что заместитель министра по должности является человеком, который не имеет права заниматься тем, что инкриминируется Гримчаку, а именно использовать вес занимаемой должности ради личного обогащения или обогащения членов семьи путем получения неправомерной выгоды от субъектов хозяйствования по первому эпизоду, где цена составляла 100 000 долларов, или по второму – ценой в 1 миллион», – резюмировал Андрей Вигиринский.

Напомним, прокуроры просят отправить заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрия Гримчака под стражу с возможностью внесения залога в размере 12,5 миллионов гривен.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: