Сразу после окончания президентских выборов на бешеной скорости стартует парламентская кампания. Она обещает быть не менее скандальной, непредсказуемой и насыщенной сюрпризами.
Уже сейчас, анализируя данные социологических опросов, можно четко выделить две основные тенденции, которые свидетельствуют о существенных недостатках в украинской партийной жизни. Во-первых, рейтинги партийных брендов почти полностью зависят от медийного и финансового ресурса. Во-вторых, партии узнают по фамилиям лидеров или принадлежности к определенной олигархической группе влияния, но отнюдь не по идейным принципам или организационно-пропагандистской деятельности.
Поэтому неудивительно, когда название телевизионного сериала одновременно регистрируется как политическая партия и имеет высокую узнаваемость и значительный рейтинг. При этом ячейки такой партии существуют только на бумаге, а в регионах оргструктура такой политсилы представлена максимум десятком людей.
Но есть и другие примеры, когда партия организована вокруг ценностей определенного количества сообществ, однако не имеет даже 1% поддержки среди потенциальных избирателей. В таком случае без медийных ресурсов и длительной организационной работы (которая часто предполагает наличие хоть какого-то финансового ресурса) успеха не достичь.
Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Какие нужно внести изменения в законодательство о политических партиях и как быстро они повлияют на сознание рядовых граждан?
Фаундрайзинг и избирательный барьер
Закон «О политических партиях в Украине» был принят еще в 2001 году. Многие из его норм были усовершенствованы, особенно речь идет о вопросе финансирования политических партий. Все эти изменения связаны с усилением мер по предотвращению проявлений коррупции, которые в итоге коснулись и деятельности политических партий.
Правда, есть много аспектов, которые закон не учитывает. Один из них – возможность использования онлайн-инструментов фаундрайзинга для создания новой политической силы, которая еще только планирует дальнейшую регистрацию. Не предусмотрен соответствующий механизм и в законе «Об общественных объединениях», в котором говорится о том, что средства общественные объединения со статусом юридического лица могут получать за счет государственного бюджета, местных бюджетов в соответствии с законом. Более того, общественные организации, как и партии, обязаны подавать и обнародовать отчеты о целевом использовании этих средств.
Сейчас социальные сети предоставляют возможности широко использовать возможности фаундрайзинга для создания горизонтальных структур – это вопрос не только финансов, но и организационных ресурсов. Дело в том, что на этапе основания любая организационная структура вряд ли сможет по предусмотренному законом механизму обосновать легальность финансовых поступлений. Что сразу делает ее легкой добычей в случае, если такое объединение людей попытается принять участие в политике и зарегистрировать партию.
Еще один существенный тормоз для становления партийных структур, не имеющих значительных финансовых и медийных ресурсов (читай – поддержки крупного бизнеса или олигархов, с ним связанных) для похода в большую политику – высокий избирательный барьер. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, доверие граждан уменьшается ко всем политическим игрокам. Речь идет не только о высоких антирейтингах «старых» партий, но и низкой поддержке новых политических сил, которым, к тому же, гораздо труднее «достучаться» до своих избирателей.
Новый закон о государственном финансировании партий может помочь в этой ситуации, ведь гарантирует партиям, которые получат от 2% и больше поддержки на следующих парламентских выборах, средства из государственного бюджета. Впрочем, даже при таком сценарии, без уменьшения избирательного барьера, получить больше избирателей через 5 лет все равно будет крайне трудно. За государственные средства нужно отчитываться, медийные условия все равно остаются неравными, а к тому же за каждого избирателя придется поконкурировать с десятком новых политсил.
Пробелы в создании и ликвидации партий
На сайте Департамента государственной регистрации и нотариата зафиксированы 354 политические партии. Это данные за 2017, впрочем, известно, что сейчас их еще больше. Интересно то, что более 160 политических сил были зарегистрированы в 2014-2017 годах, некий «бум» партийной рождаемости.
По меньшей мере четвертая часть из всех зарегистрированных партий имеют проблемы с регистрацией или другими фактами подтверждения своей деятельности. То есть существуют формально. Некоторые из них были зарегистрированы или существуют в целом с единственной целью – продажи.
По формальным признакам существование большинства партий вообще можно поставить под сомнение, если нанять хороших юристов. Например, в законе «О политических партиях Украины» до сих пор существует норма о том, что для регистрации нужно собрать не менее 10 тысяч подписей граждан Украины, имеющих право голоса и проживающих в «не менее чем в двух третях районов не менее двух третей областей Украина, городов Киева и Севастополя и не менее чем в двух третях районов Автономной Республики Крым». То есть, по сути, начиная с 2014 года, проблемы с регистрацией должны были возникнуть у нескольких десятков партий, однако Министерство юстиции каким-то чудом их регистрировало. Таким образом, кто, когда и как воспользуется подобным пробелом в законе и в чью пользу, можем только догадываться.
Кроме того, в законе о политических партиях очень размыто сформулированы основания о запрете деятельности и ликвидации партии, которыми может воспользоваться государство. Так, партию можно запретить, если ее действия направлены на ликвидацию независимости Украины, подрыв безопасности государства, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны или религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека и тому подобное. При желании найти подобные основания в деятельности можно у 2/3 всех политических партий. Тогда как ситуация с запретом КПУ четко показала – у государства нет эффективных механизмов, как быстро ликвидировать партию, деятельность которой противоречит законам Украины.
Агитация и активность партий
В статье 12 закона «О политических партиях Украины» говорится о том, что любая политическая партия имеет право критиковать власть и даже использовать для этого «государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом». На этой норме тоже следовало бы остановиться подробнее.
Во-первых, Украина взяла курс на разгосударствление СМИ. Речь идет о сотнях и десятки государственных и коммунальных СМИ, которые еще до начала 2019 года должны реформироваться. «Печатные СМИ, которые не успеют к 1 января 2019 года перерегистрироваться в Министерстве юстиции Украины, автоматически потеряют право на печать, потому что их старые свидетельства о государственной регистрации станут недействительными», – говорится в заявлении Госкомтелерадио.
Во-вторых, не у всех партий есть возможность пользоваться негосударственными СМИ для критики власти, да и вообще – для донесения своих позиций. Поэтому очевидно, что и в вопросе возможностей для агитации нужны существенные изменения. Например, которые ограничивали бы количество наружной рекламы, создавали определенные предохранители или, наоборот, возможности равного доступа политических сил к медийным ресурсам.
Наконец, следует предусмотреть возможность определенного подтверждения партиями своего статуса. То есть не может быть так, чтобы партия годами не участвовала ни в каких выборах, а только использовалась с определенными нечестными намерениями. Как опция для таких партий может быть предусмотрена возможность перевода в статус общественных организаций.
В общем, остается очень много неурегулированных вопросов деятельности политических партий в Украине. Нынешняя партийная система устроена таким образом, чтобы создавать ряд искусственных барьеров для граждан, решивших без больших денег и высокой узнаваемости популяризировать свои идеи и попасть во власть с целью их реализации.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»