Среди рекордного количества зарегистрированных кандидатов в президенты рядовой украинец может действительно увидеть большое количество новых лиц. Среди 44 претендентов на пост главы государства действительно есть те, кто еще ни разу не баллотировался, кто вообще ни разу не был в политике. Правда, действительно системных кандидатов, которые ранее вели определенную работу с избирателем, немного. Что наталкивает на выводы о наличии большого перечня так называемых «технических» кандидатов, которые будут оттягивать голоса у более рейтинговых участников гонки.
Если проанализировать нынешний список претендентов на пост президента Украины более тщательно, то почти все зарегистрированные кандидаты имели в своей биографии страницы с определенным политическим прошлым. Не всегда их опыт «похода в политику» был положительным, впрочем, нынешнее участие в выборах – шанс изменить ситуацию на фоне протестных настроений украинцев и высокого уровня антирейтинга у представителей власти и оппозиции.
Именно запрос на «несистемные» лица в политике стал главной движущей силой роста рейтингов шоумена Владимира Зеленского. А если существует запрос, значит, есть и соответствующая часть избирателей, готовых голосовать за качественно новые подходы в осуществлении политики и управления государственными процессами. В то же время эта часть граждан является распыленной и не имеет достаточного влияния в обществе, чтобы сформировать запрос на определенную консолидированную политическую силу. Тогда стоит ли ожидать появления подобных инициатив «сверху» и прихода новых политиков на политическую арену уже в этом году?
«Новые лица» – кто они?
Рост запроса среди украинцев на новые лица в политике социологи фиксируют с середины 2017 года. При этом если в 2015-2016 годах украинцы действительно придерживались идеи, что роль «новых лиц» в политике на определенный период могут выполнить приглашенные в исполнительную власть иностранцы, то уже в 2018 году превалирует понимание необходимости поиска нового качества политики именно среди выходцев из Украины.
Постепенно спрос рождает предложение. Впрочем, пока что успешной рейтинговой историей может похвастаться лишь Владимир Зеленский. А вот остальные молодые политики, которые даже имеют депутатский мандат или известны своей общественной деятельностью, получают незначительные проценты поддержки среди украинцев. Прежде всего, из-за низкой узнаваемости.
Каким может быть типичный портрет «нового политика»?
Первый аспект – это возраст, образование и профессиональная деятельность. Среди молодежи больше доверия вызывает политик, которому еще нет 40 лет, хороший оратор, но может аргументировать свои мысли конкретными примерами из жизни. Имеет одно или два высших образования (возможно, учился за границей), которые стали основой для успешной профессиональной деятельности.
Во-вторых, имеет значение среда, откуда появляется «новый политик». Критически важно, чтобы он не имел влиятельного «патрона», особенно если речь идет об окружении кого-то из олигархов. При этом, как правило, это не значит, что политик нового поколения не мог работать в большом бизнесе – важной составляющей его портрета является «чистая» биография человека, который всего достиг самостоятельно.
В-третьих, для нового качества политики нужны и другие личностные качества и ценности. Украинцы стали больше обращать внимание на общественную позицию политиков, участвуют ли они в благотворительности, занимаются ли волонтерской деятельностью, принимают ли активное участие в общественной жизни. Безусловно, обращают внимание и на личную жизнь и хобби – ведет ли потенциальный политик активный образ жизни, исповедует ли идеи по защите окружающей среды.
Сработает ли файндрайзинг?
Чтобы попасть в политику без значительного финансового и медийного ресурса, политики нового поколения используют социальные сети и методы файндрайзинга. Иными словами, ищут поддержки среди рядовых граждан, делая ставку на горизонтальные связи в обществе.
Такие методы имеют как ряд преимуществ, так и недостатков. Преимущества заключаются в том, что каждый, кто решит оказать финансовую поддержку конкретному политику, может рассчитывать на обратную связь. Кроме того, такой политик лучше подотчетен своему потенциальному избирателю, ведь понимает, что любая неточность или ложь в отчете об использовании средств может стоить дальнейшей политической карьеры.
Недостатки заключаются в том, что в Украине есть немного людей, которые способны существенно профинансировать политическую партию или политиков, а тем более делать это на постоянной основе. Еще один фактор, который не способствует этому процессу, – критическая усталость украинцев от участия в волонтерских проектах.
Из успешных историй файндрайзинга среди новых политических партий можно привести примеры «Демальянса» и «Силы людей». Эти политические партии ориентировались на украинцев со средним уровнем достатка. И хотя их прослойка незначительна, партиям удавалось привлечь финансирование, достаточное для своей деятельности и продвижения собственных идей. Очевидно, чем богаче и образованнее будут становиться украинцы, тем больше шансов у партий привлекать средства на свою деятельность с помощью файндрайзинга.
Еще один способ, который может помочь с источниками финансирования, – возможность получать деньги из бюджета. Для этого предусмотрена опция, которая заработает уже после парламентских выборов 2019 года. Партии, набравшие 2 и более процентов на выборах, смогут претендовать на государственное финансирование, даже если не преодолеют 5% барьер и не попадут в парламент.
Впрочем, следует учитывать и существенные репутационные риски. Недавняя история с баллотированием журналиста Дмитрия Гнапа кандидатом в президенты при поддержке партии «Сила людей» свидетельствует о том, что даже положительный кейс может в конечном итоге превратиться в серьезную проблему и рассорить вчерашних соратников.
Поэтому новым политикам стоит быть осторожными в своих стремлениях понравиться избирателям и тщательно обдумывать каждый свой шаг. Ведь политика предусматривает различные способы борьбы, и даже вполне транспарентные процедуры могут быть легко дискредитированы конкурентами.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»