Ностальгия и апатия: что не так с протестным потенциалом украинцев

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Последние исследования общественного мнения о состоянии дел в государстве продемонстрировали интересные тенденции. Создается впечатление, что украинцы устали как от провластных, так и оппозиционных политических сил. Запрос на новые лица в политике есть, но есть запрос и на «сильную руку», и ностальгия по прошлому.

Согласно данным опроса Социологической группы «Рейтинг», 60% украинцев хотят кардинальных изменений, однако каждый шестой выступает за то, чтобы все осталось как есть. Такое же количество и «ностальгирующих» по прошлому – вспоминают и советский период жизни, и «домайданный».

В то же время социологи фиксируют значительное снижение доверия украинцев не только к институтам власти, но и к партиям всех спектров. Недоверие к провластным силам действительно увеличило количество сторонников в лагере оппозиционных партий. Однако и у них, как следует из результатов исследований, высокий антирейтинг.

Казалось бы, все эти тенденции должны привести к социальному взрыву и очередным акциям протеста. Однако и здесь нас ждет парадокс: украинцев пока больше беспокоит вопрос собственного благосостояния и решение конфликта на востоке, чем очередные политические баталии. По крайней мере такие выводы можно сделать по результатам нескольких исследований.

А еще жители нашего государства чувствуют себя несчастными и все чаще не видят будущего для своих детей в Украине. Это на самом деле очень тревожная тенденция, которую стоит учитывать всем политикам и партиям. Что с этим делать и куда делся протестный потенциал украинцев?

Недоверие или рост напряжения?

Политологи часто говорят о том, что между протестными настроениями и реальным выходом граждан на улице может быть пропасть, а может быть только одно, казалось бы, незначительное событие.

История протестного движения Украины: от Революции на граните до «кредитного майдана»История протестного движения Украины чрезвычайно богата. Стоит отметить, что, в отличие от других постсоветских стран, протесты в Украине является действенным инструментом влияния на власть.

Кроме ностальгических настроений, опрос Киевского международного института социологии показал, что большое количество респондентов не верят в возможность перемен в своей жизни. Так, 43% людей считают, что они не могут улучшить ситуацию в своем жизненном положении, а 69% людей старше 56 лет абсолютно уверены, что они уже ничего не смогут изменить в своей жизни.

Сейчас результаты всех социологических опросов подтверждают главную тенденцию – украинцы в большинстве своем хотят стабильности и прогнозируемости. Есть большой запрос на понятную повестку дня, без социальных потрясений.

В то же время опрос КМИС, проведенный в конце декабря 2017 года, показал, что динамика протестной активности украинцев за последние годы существенно не выросла: на данный момент в акциях протеста готовы участвовать 40% взрослых жителей Украины. По сравнению с предыдущими годами уровень готовности к участию в акциях социального протеста сначала вырос с 43% в декабре 2014 года до 49% в декабре 2016 года, а затем снизился до 40% в декабре 2017 года.

Скорее сейчас речь идет о том, что общая ситуация в государстве вызывает недовольство большинства граждан. Однако, как видим, протестные настроения находятся в обычной динамике. Возможно, это и есть запрос на устойчивое развитие государства, о котором часто вспоминают политологи и экономисты.

Украинцы несчастливы и ищут поддержки у близких

Недавно обнародованные данные исследования на определение индекса счастья, которое проводится под эгидой ООН, показали, что украинцы – одни из самых несчастных людей на планете. Украина получила 138-ю позицию из 156 в рейтинге, расположившись рядом с такими странами, как Судан, Того и, Гвинея. Результаты рейтинга действительно впечатляют, если вспомнить, что в 2013 году Украина была на 86-м месте.

Уличные протесты: что не так с мотивами оппозиции и реакцией властиПолитический эксперт Валентин Гладких об эффективности и причинах уличных протестов в Украине.

Рейтинг стран определялся по таким критериям, как ожидаемая продолжительность жизни, социальная поддержка, уровень коррупции и тому подобное. Однако что поражает, так это высокий уровень социальной поддержки и щедрости среди украинцев. Это не трудно объяснить: украинцы разочаровались в политиках и прониклись глубоким недоверием ко всем институтам власти – исполнительной, законодательной, судебной. В то же время стали больше доверять так называемым «горизонтальным социальным связям». Это прежде всего объясняет, почему в бедной стране такой высокий уровень отзывов на благотворительность и волонтерство. И, конечно же, основной опорой украинский в плане доверия – это их семьи и близкие люди.

На этом фоне очень серьезным сигналом, что в обществе происходит что-то совсем не так, является искреннее желание большинства украинцев лучшей судьбы для своих детей за пределами Украины. Возникает впечатление, что протестовать активная часть украинцев не хотят, потому что отчаялись в таком методе достижения целей. И теперь считают более целесообразным создать лучшие условия развития для своих детей, но не в пределах государства Украина.

Протесты? А они что-то изменят?

Злую шутку с украинцами сыграло то, что после Революции Достоинства все протесты, которые произошли в дальнейшем, превращались больше в информационную кампанию для телевизионных камер, но не пользовались поддержкой среди большинства населения.

Годовщина расстрелов на Майдане: накажут ли виновных?20 февраля Украина вспоминать героев Небесной Сотни. Президент считает, что за 4 года следствие должно было сделать больше для расследования расстрелов на Майдане. О том, есть ли шансы услышать судебные приговоры, рассуждали специалисты.

К тому ж к канализации протестной активности привел и сильный фактор страха. Вспомним лишь акцию протеста 31 августа 2015 года у парламента, когда от взрыва гранаты погибли несколько представителей правоохранительных органов, а десятки людей получили ранения. Также и недавний снос палаточного городка в Мариинском парке сторонников Михаила Саакашвили произошел с применением силы. И все это на фоне того, что за 4 года с момента событий на Майдане почти никто не понес ответственности за убийства и избиения протестующих и силовиков.

Сложилась ситуация, когда к акциям протестов не только нет доверия как к массовому явлению выражения несогласия, но и сам протест стал опасным для здоровья и жизни граждан. Именно эта тенденция может существенно изменить результаты будущих выборов в стране. Будет ли запрос на «сильную руку», или, скажем, ситуация сложится так, что критическая ситуация действительно приведет к неожиданностям в предпочтениях украинцев? Куда качнется маятник – к «застою» или «новым лицам» в политике? Как бы не случилось, однако сторонников революционных изменений в государстве сейчас существенно меньше. А значит, не факт, что они выйдут на улицы, чтобы защитить свой выбор.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: