Мы сейчас обратили пристальное внимание на обещания президента, поскольку до выборов остался ровно год и пора подводить итоги, что из обещанного удалось воплотить в жизнь Петру Порошенко.
Президент Украины Петр Порошенко провалил предвыборное обещание провести антикоррупционную люстрацию судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных структур. Такое обещание он дал 31 марта 2014 года в своей предвыборной программе, напоминает «Слово и Дело».
«Жить честно! Приоритетным заданием на этом пути сегодня есть: антикоррупционная люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных структур», – написано в предвыборной программе Петра Порошенко «Жить по-новому!».
9 октября 2014 года президент Украины Порошенко подписал закон «Об очищении власти», определяющий правовые и организационные основы проведения проверки государственных служащих и приравненных к ним лиц, должностных лиц органов местного самоуправления. Однако закон о люстрации вызвал критику со стороны Венецианской комиссии. Основные замечания европейских экспертов касались коллективного характера ответственности в процессе люстрации, а также децентрализованного характера самой процедуры, что затрудняет надлежащий контроль над ней.
Были претензии к закону и у Верховного суда Украины, который дважды вносил представления о его конституционности на рассмотрение Конституционного суда Украины. Еще одно представление в КСУ подали 47 народных депутатов. Коллегия судей КСУ объединила производства по трем представлениям в одно и впоследствии отложила производство на неопределенный срок.
По состоянию на 1 июня 2017 года вопрос конституционности закона о люстрации так и не решился. При этом уже люстрированные ранее чиновники восстанавливаются в должностях. Так, суд вернул на должность начальника отдела по работе с кадрами прокуратуры Харьковской области Владимира Суходубова, экс-начальницу управления ГФС Киева Людмилу Демченко и других.
1 июня 2017 года глава совета общественной организации «Общественный люстрационный комитет» Александра Дрик сообщила, что президент Петр Порошенко блокирует очищение власти от предшественников и нынешних коррупционеров. Дрик отметила, что через 3 года после Евромайдана на своих должностях остаются треть судей КСУ, которые в 2010 году приняли неконституционное решение о возвращении к Конституции 1996 года, чем помогли Януковичу узурпировать власть.
В октябре 2017 года глава Нацполиции Сергей Князев заявил, что половина уволенных полицейских, которые не прошли переаттестацию, возобновились на своих должностях через суды.
19 февраля 2018 года, в годовщину расстрелов на Майдане, Верховный суд отменил постановление Верховной Рады об увольнении судьи Васильковского районного суда Виктора Степаненко, который во времена Революции Достоинства лишил водительских прав четверых автомайдановцев из-за поездки в Межигорье.
В феврале 2018 года глава Совета общественного контроля при НАБУ, адвокат родственников Небесной Сотни Роман Маселко сообщил, что за четыре года Высший совет правосудия уволил 48 судей, что составляет 15% от общего количества, а по делам 204 судей (58%) отказали в открытии производства. Маселко отметил, что готовятся восстановиться в должности такие одиозные судьи, как Светлана Волкова (чье решение позволило сбежать в Россию Дмитрию Садовнику – беркутовцу, который руководил расстрелами на Майдане), Валерий Чорнобук, после оккупации Крыма призывавший коллег признать власть оккупантов, и экс-глава Высшего хозяйственного суда Виктор Татьков.
19 марта 2018 года в Главном управлении Нацполиции Киева сообщили, что в полках полиции особого назначения Киева работают 185 сотрудников, которые служили в расформированном спецподразделении милиции «Беркут».
Несмотря на принятый законопроект «Об очищении власти», за четыре года президентства Петра Порошенко полноценная антикоррупционная люстрация судебных, правоохранительных, налоговых и таможенных структур не была проведена. У власти до сих пор находятся депутаты, судьи, силовики и таможенники времен Виктора Януковича, а блокированные Конституционным судом обращения Верховного суда по проверке закона на конституционность, позволяют восстанавливаться на должностях уже люстрированным чиновникам. Также за четыре года так и не были учтены претензии Венецианской комиссии к закону.
Согласно мониторингу «Слова и Дела», Порошенко дал 281 обещаний, из которых 119 выполнил, а 79 – провалил.
Ранее Порошенко сообщил, намерен ли баллотироваться на второй президентский срок.
Как менялась электоральная поддержка Порошенко за годы президентства – на нашей инфографике.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»