Акция протеста в поддержку трех политических требований была объявлена более месяца назад. Протесты готовились организованно, а сама дата 17 октября по замыслу оппозиционеров должна была стать отправной точкой для политических изменений в стране.
Уличные протесты в украинских реалиях – едва ли не единственный эффективный способ давить на власть для принятия определенных решений. Однако их успех или провал часто зависит от настроений в самом обществе и поддержки выдвинутых организаторами требований. После событий Революции Достоинства мероприятия, инициированные в поддержку политических требований, уже не находят такой массовой поддержки среди украинцев. Тогда как все чаще более идейными мотивами руководствуются граждане, объединенные какой-то общей проблемой, например, необходимость растаможить ввезенный автомобиль на «евробляхах» или вернуть вложенные депозиты из «лопнувших» банков.
Неожиданностью стали и синхронные действия власти по беспрецедентному за последние годы усилению мер безопасности в правительственном квартале. Тысячи нацгвардейцев, перекрытые дороги и рамки металлоискателей во многом напоминали шаги экс-президента Виктора Януковича и его окружения в конце 2013-начале 2014 годов. Нынешнее усиление мер предпринято, чтобы предотвратить возможные случаи провокаций. Эксперты же отмечают два аспекта: с одной стороны, такая концентрация правоохранительных органов может свидетельствовать об очевидных рисках для власти, а с другой – о создании эффекта «выпускания пара», где сама идея уличных акций протестов может использоваться как не имеюшая шансов на успех.
Так можно ли считать, что акция протеста под Верховной Радой себя исчерпала? Почему оппозиционным силам не удалось мобилизовать людей? И действительно ли власть таки контролирует ситуацию?
Прогнозы социологов
И в прошлом году, и в нынешнем социологи приводят неутешительные данные опросов среди граждан, которые свидетельствуют о высоком градусе напряжения в обществе. По данным исследования Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс» и социологической группы «Рейтинг», в декабре 2016-го почти 70% украинцев считали ситуацию в стране напряженной, а еще 25% – «взрывоопасной». Результаты опроса показали, что почти 17% опрошенных заявляли о высокой вероятности повторения событий 2013-2014 годов в ближайшее время. 38% были уверены, что повторение таких акций достаточно вероятно. Зато 27,8% респондентов считали такое развитие событий в ближайшие полгода или год маловероятным, еще 9,5% – вообще считали практически невозможным.
Полученные данные опроса, проведенного в июле этого года Институтом социологии НАН Украины, лишь подтверждают неутешительные тенденции: уровень напряженности в обществе большинство населения (61%) оценивает как высокий. Главную ответственность за рост напряженности населения возлагает на власть. 74% считают, что больше всего своими действиями (бездействием) влияют на ухудшение ситуации в стране нынешние руководители государства (президент, правительство, Верховная Рада), 52% склонны обвинять в этом политиков, 42% – олигархов. Около 30% связывают рост напряженности с деятельностью руководства Российской Федерации. Интересно, что большинство опрошенных считают, что ни внеочередные выборы президента и парламента, ни отставка правительства, ни протесты населения не являются действенными факторами уменьшения социальной напряженности.
Социологи отмечают, что по-прежнему украинцы готовы массово выйти на акции протеста в двух случаях – для отстаивания справедливости или невозможности дальше терпеть жизненные трудности. Поэтому вполне очевидно, что в массе своей украинцы пока не готовы выходить на уличные акции протеста именно под лозунгами политического характера.
Три года протестов
Акции протестов с различными требованиями в правительственном квартале инициируются почти каждый день. В одних случаях организаторами выступают оппозиционные парламентские и внепарламентские политические партии, в других – граждане научились самоорганизовываться и отстаивать свои права без политических лозунгов. Самыми активными за последние годы стали сообщества, которые отстаивали свои права по выплате гарантированных сбережений от обанкротившихся банков, и активисты, требующие упрощения процедуры растаможивания ввозимых авто на иностранной регистрации.
Наиболее кроваво закончилась уличная акция протеста 31 августа 2015 года, когда один из митингующих у стен Верховной Рады бросил в сторону защитного строя из бойцов Нацгвардии боевую гранату, в результате чего четверо стражей правопорядка погибли, а десятки людей получили ранения.
А вот чувствительная тема повышения тарифов на коммунальные платежи так и не смогла собрать критическую массу граждан для организации мощной акции протеста. Неудачную попытку осуществить «тарифный майдан» осенью 2015 года осуществила Радикальная партия Олега Ляшко. Тогда лидер этой политсилы заявил, что вынужден свернуть протест по ряду вопросов безопасности. В тоже время «тарифную» тему начали подогревать в других политсилах – «Батькивщине» и «Оппозиционном блоке». Впрочем, ни одна из этих оппозиционных власти политических партий так и не смогла собрать достаточно массовую поддержку среди граждан в теме несправедливых тарифов.
Спящий протест
По мнению политологов, большинство граждан не настроены на акции протестов именно из-за высокого уровня недоверия ко всем без исключения политикам. В социальных сетях даже среди активно настроенных пользователей звучит мнение, что нынешние митинги под стенами Верховной Рады собрали бы больше сторонников, если бы они проводились без политических флагов и лозунгов.
К тому же, по мнению экспертов, хотя уровень возмущения действиями властей среди украинцев достаточно высок, все же граждане не настроены на радикальные действия. Пока разочарование и упаднические настроения действиями политиков среди украинцев преобладают над их мотивами активно протестовать.
Кроме того, требования протестующих – изменения в избирательном законодательстве, создание антикоррупционного суда и снятие депутатской неприкосновенности – могут быть частично выполнены, а значит, протест окажет положительное влияние на политиков как со стороны провластного, так и оппозиционного лагерей. Таким образом, одни смогут сказать, что выполнили условия протестующих, другие – что «дожали» власть.
Все под контролем?
Несмотря на все эти предостережения, есть один весьма красноречивый аргумент в пользу действенности уличных акций протеста: правительственный квартал превратился в настоящую крепость, которую охраняют тысячи правоохранителей. А значит, и в парламенте, и в правительстве, и в Администрации президента решили перестраховаться на случай непрогнозируемых действий со стороны протестующих.
При этом представители власти подчеркивают незыблемость права граждан на мирный протест. В частности, генеральный прокурор Юрий Луценко пообещал, что возведенные протестующими палатки сноситься не будут, а усиленные меры безопасности в правительственном квартале связаны с информацией о намерениях части активистов устроить провокации.
Ранее парламентарии намеревались внести изменения в законодательство, которые бы ограничили права граждан на протест. Соответствующую рекомендацию о необходимости принятия акта, регулирующего вопросы реализации права на проведение мирных собраний, выражали в Европейской комиссии «За демократию через право». Особенно остро данный вопрос встал после августовских событий 2015 года.
Еще в начале 2015 года в Верховной Раде были зарегистрированы 3 законопроекта относительно урегулирования вопросов безопасности во время мирных собраний. Это законопроект №2073 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения мирных собраний граждан на территории проведения антитеррористической операции», законопроект №2391 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (относительно предотвращения безосновательного привлечению к ответственности граждан за участие в мирных собраниях )» и законопроект №1779 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно прав граждан во время проведения мирных собраний)». В частности, среди мер, которые планируют ввести, есть запрет на проведение акций протеста возле госучреждений, запрет на ношение балаклав, установка дополнительных камер наблюдения на улицах столицы в местах, которые стали уже традиционными для проведения акций протеста.
Еще два законопроекта – №3587 и альтернативный №3587-1 «О гарантиях свободы мирных собраний» – были внесены на рассмотрение Верховной Рады в конце 2015 года. Ими предлагается закрепить нормы, согласно которым организаторы собрания будут иметь право без специального разрешения устанавливать палатки, сцены и другие временные сооружения, но только если они не препятствуют движению транспорта и не перекрывают доступ к зданиям. Предполагается, что о намерении провести мирное собрание организатор должен будет письменно сообщать в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления не позднее, чем за 48 часов до его начала.
В документе предусмотрены и случаи, когда право на протест может быть ограничено: например, если цель собрания – ликвидация независимости Украины, изменение конституционного строя, территориальных границ, препятствование деятельности Вооруженных сил или, что стоит выделить, если есть реальная опасность применения силы участниками мероприятия.
Пока народные депутаты не решились проголосовать ни за один из законопроектов, которые могут ограничить право украинцев на мирный протест.
А пока организаторы акции протеста у стен Верховной Рады могут объявить ее бессрочной – до выполнения выставленных требований. Правда, если вспомнить события Революции Достоинства, достигать поставленных требований удавалось лишь тогда, когда протестующие прибегали к радикальным действиям в ответ на попытки властей подавить протест. К протесту привлекалось больше людей тогда, когда правоохранители совершали очередную попытку разогнать митингующих на Майдане. Сейчас жесткого противостояния на таком уровне не наблюдается, и поводом для социального бунта могут стать станут совсем другие события, которые будут происходить вдали от правительственного квартала.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»