Кто выиграет от запрета Mail.ru Group и кому достанутся 1,5 миллиарда гривен рынка интернет-рекламы?

Читати українською
Александр Царукэксперт по управлению интернетом

15 мая Президент Украины издал Указ №133/2017, который вводит в действие решение СНБО от 28 апреля о применении персональных специальных санкций и других ограничений в отношении ряда российских компаний и физлиц. В числе прочих санкции коснулись популярных интернет-ресурсов.

Документ распространяет действие экономических санкций на ряд иностранных компаний-резидентов РФ, предоставляющих услуги в сети Интернет или продающих программное обеспечение на территории Украины. Речь о Яндекс, Мейл.Ру, Вконтакте, Лаборатории Касперского, 1С и других.

В отношении упомянутых компаний на территории Украины на три года предусмотрено: блокирование активов; ограничение торговых операций; ограничение вывода капитала за рубеж; ограничение предоставления телекоммуникационных услуг; ограничение участия в госзакупках; ограничение на передачу интеллектуальной собственности; запрет Интернет-провайдерам предоставлять доступ к таким сайтам

Кому выгодно решение СНБО и что данный запрет будет означать для обычных пользователей – в комментарии «Слову и Делу» рассказал кандидат экономических наук, эксперт по управлению интернетом Александр Царук.

Интернет-блокада и киберзащита

«Учитывая, что в Украине продолжается гибридная война, вопрос информационной безопасности остается актуальным. Но должно быть правильное понимание реальных угроз в сети и эффективное использование инструментов борьбы с этими угрозами», - отметил эксперт.

На его взгляд, нужно искать баланс между защитой от реальных угроз и свободой слова в Интернете.

«Учитывая технические особенности построения телекоммуникационных сетей в Украине, а у нас сейчас работает около 6 тысяч только легальных операторов и провайдеров телекоммуникаций, и то, что возможность блокирования не была заложена в систему при проектировании сетей, – решение Президента не может быть реализовано мгновенно», - объясняет специалист.

Заблокировать ресурсы концерна Mail.ru Group (Вконтакте, Одноклассники и тд.) и Яндекс технически не получится. На это потребуются месяцы или даже годы серьезной работы, приобретение провайдерами нового оборудования и программного обеспечения.

Возможности обойти запрет

«Если правоохранительные органы всерьёз возьмутся за работу с провайдерами и операторами телекоммуникаций – последние ограничат для пользователей доступ к доменам и ір-адресам упомянутых ресурсов. Однако пользователи смогут легко обойти это ограничение, как это делают сотрудники компаний, в локальных сетях которых заблокированы некоторые сайты. Скажем, используя сайты-анонимайзеры, прокси-серверы, vpn-соединения или инструменты «дарк нет» (Tor)», - говорит Царук.

По его словам, в правоохранительных и налоговых органах слабо понимают, каким образом построена бизнес-модель больших интернет-ресурсов, и каким образом они предоставляют свои услуги на территории Украины, не уплачивая при это налоги.

«Во многих европейских государствах идет полемика по этому поводу и работа с органами юстиции, так как выручка основных интернет-гигантов (Гугл и Фейсбук) в странах ЕС оседает в налоговой гавани – Ирландии и часто выводится в США через схемы оптимизации налогообложения (метод «Голландский сэндвич»)», - добавил специалист.

Потеряет ли бюджет Украины от блокировки ресурсов, которые контролировали 50% интернет-рекламы?

«По информации Всеукраинской рекламной коалиции, рынок интернет-рекламы в Украине в 2015 году составил от 2,3 до 2,8 млрд.грн. По оценкам экспертов, львиная доля для этого рынка формируется через прямые заказы на сайте компании, а не через украинских резидентов - рекламные компании, которые платят налоги на территории Украины», - рассказывает эксперт.

При этом, отметил он, по данным исследования компании Qreachers (Digital Media Landscape Ukraine 2015), основными источниками размещения рекламы была Mail.ru Group, владеющая Mail.ru, Vkontakte, Odnoklassniki, охват которых составляет 80% всех интернет-пользователей в Украине (22 млн.чел.).

Эксперт уточнил, что, по оценкам InMind, в 2013 году Mail.ru Group и AdRiver контролировали 60% рынка интернет-рекламы в Украине.

«Львиная доля рынка интернет-рекламы у нас контролируется иностранными компаниями, которые по факту осуществляют импорт рекламных услуг на территорию Украины. Mail.ru Group в 2016 году импортировала в Украину только рекламных услуг на 1,6 млрд.грн. Более того, эти услуги нужно было должным образом растаможить, уплатив налоги в соответствии со ст.141 (п.141.4.6-8) и ст. 180 (п.180.2-3) Налогового кодекса Украины. Но не стоит забывать о Гугл и Фейсбук, которые импортировали услуг на 800 млн. грн., если верить экспертным оценкам», - анализирует эксперт.

Что получает Украина после введения в действие Указа?

«Государственный бюджет, как и ранее, только по налогу на прибыль недополучит около 500 млн. грн. с импорта рекламных услуг на территорию Украины, и столько же по НДС. Но соотношение рынка между Mail.ru Group, Google и Facebook должно измениться в пользу западных компаний. Только вот готовы ли они изменить финансовую модель своей работы в Украине?», - проанализировал ситуацию Александр Царук.

Зимой этого года министр информационной политики Украины Юрий Стець пообещал, что Кабмин внесет в Верховную Раду законопроект по противодействию сомнительному интернет-контенту.

В то же время, как ни странно, министр уверял, что «Одноклассники» и «ВКонтакте» не будут блокировать. Общий уровень ответственности политика – 36%.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: