В прошлые выходные ленты новостей пестрели сообщениями о событиях в столице Беларуси – традиционно одном из самых политически стабильных государств-соседей Украины. В Минске, который вот уже несколько десятилетий является символом стойкости власти «последнего диктатора Европы», а в последние годы, как ни парадоксально, – еще и нейтралитета между пророссийскими и проевропейскими взглядами, маятник общественного мнения внезапно качнулся в неожиданном для руководства страны направлении.
Так называемый Марш нетунеядцев, начавшийся 17 февраля по всей стране, едва не достиг апогея 25 марта в столице, где в этот день должно было состояться празднование 99-й годовщины провозглашения Белорусской Народной Республики. Акция, которая, вопреки ожиданиям, набрала немало сторонников среди всех возрастных категорий белорусов, могла вылиться серьезными последствиями для руководства страны , поэтому в Минске приняли беспрецедентные «меры безопасности» (если так можно назвать разгон и избиение мирных демонстрантов дубинками и их массовые задержания).
На самом деле история Беларуси не изобилует примерами массовых акций протеста против власти. Но это не означает, что их за годы независимости этой страны не было вообще. В связи с событиями последних дней в стране и, в частности, с силовым разгоном акции, посвященной Дню Воли, «Слово и Дело» предлагает вспомнить, какие массовые антиправительственные протесты предшествовали событиям 25 марта.
За точку отсчета взята была дата вступления Александра Лукашенко на пост президента – 20 июля 1994 года. Первый серьезный антиправительственный митинг в стране состоялся в апреле 1996-го в Минске. Тогда по призыву оппозиции на улицы вышли около 50 тыс. человек, недовольных внутренней политикой. Акцию разогнали силовики.
1 января 2000 года состоялась забастовка частных предпринимателей с участием около 100 тыс. человек, а 1 октября 2002-го – уже почти 190 тыс. Требования ни одного из них выполнены не были. Почти 100 тыс. человек протестовали против результатов выборов в декабре 2010 года.
Были в истории Беларуси и более мелкие протестные акции, подробнее о которых – в инфографике «Слова и Дела».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»