Первый месяц осени позади, и пока украинцы подводят итоги старта политического сезона, «Слово и Дело» предлагает вспомнить, чем в этот месяц жила страна в течение последних трех лет. Сентябрь оказался очень показательным в этом плане, ведь Украина в сентябре 2013, 2014 и 2015 годов – это, по сути, три разных страны: довоенная, послереволюционная и в состоянии затяжной гибридной войны.
Именно сентябрь стал одним из последних месяцев правления команды Януковича, затем – месяцем подписания Минских соглашений, а позже – месяцем возвращения к привычной политической жизни в стране (то есть, когда все парламентские союзники начинают безбожно ссориться, на всякий случай готовясь к новым выборам). С этим и связаны ключевые обещания каждого из указанных периодов.
Сентябрь 2013: газ, строительство метро и «реформирование прокуратуры» от Пшонки
О диверсификации поставок газа, которая в свое время стала «фишкой» премьера Арсения Яценюка, в Украине на самом деле говорили и задолго до него. Так, например, в сентябре 2013 года «Слово и Дело» зафиксировало два соответствующих обещания тогдашнего вице-премьера Юрия Бойко: о закачке до конца года 1 млрд куб. м газа из Европы и о подписании соглашения на добычу газа на шельфе Черного моря с Chevron и ExxxonMobil (оба политик провалил).
Забавно (чтобы не сказать «абсурдно») сегодня выглядит обещание экс-генпрокурора Виктора Пшонки, который три года назад заявил, что... готов реформировать прокуратуру в соответствии с требованиями Венецианской комиссии.
А вот кто из тогдашних представителей центральной власти может похвастаться выполненным обещанием, так это Наталья Королевская, которая вместо обещанных 30 детских домов семейного типа за 3 последних месяца 2013 года способствовала созданию 58.
Активно раздавали обещания региональные лидеры. Так, например, глава КГГА Александр Попов тогда заявил, что в ближайшие месяцы заменит 125 вагонов столичного метро, а городской голова Днепропетровска Иван Куличенко – что областной центр получит от Европейского инвестиционного банка кредит в размере 152 млн евро на строительство своего метрополитена.
Сентябрь 2014: война, борьба с коррупцией и новая стратегия безопасности
Сентябрь 2014 года запомнился украинцам прежде всего эхом Иловайского котла, следствием которого стал в том числе и Минский процесс. Именно тогда Президент пообещал провести расследование трагедии, а также построить на Донбассе фортификационные сооружения. Первое обещание еще не закрыто со статусом, а вот со вторым Глава государства все же справился: защитные сооружения в зоне проведения АТО строили буквально всей страной – в соответствии с квотами, закрепленными за каждым регионом.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на обещания нынешних народных депутатов, которые в это время как раз готовились к участию в выборах. Многие пункты их предвыборных программ сегодня включены в их досье на «Слове и Деле». Среди того, что уже было выполнено, стоит отметить такие зарегистрированные в сентябре 2014 года обещания: Егора Соболева – об отказе от внеблокового статуса страны, Сергея Пашинского – о принятии новой военной доктрины, в которой Россия названа государством-агрессором, Виктории Сюмар – об обновлении стратегии национальной безопасности Украины.
Проваленных обещаний депутатов того периода также хватает. Из тех, о которых стоит упомянуть: обязательство Юлии Тимошенко обеспечить избрание судей местных судов народом и запустить программу возвращения Крыма в состав Украины, Сергея Левочкина – о плане возрождения Донбасса и Юрия Луценко – о публикации спонсоров «Блока Петра Порошенко».
Все еще ждут выполнения обещания Егора Соболева относительно медицинского страхования и обновления прокурорского корпуса, Олега Березюка – о принятии закона о Президенте и создании новой системы военной подготовки, а также ряд других важных депутатских инициатив.
Сентябрь 2015: децентрализация, янтарь и тарифные спекуляции
Одним из главных выполненных обещаний, зафиксированных в сентябре прошлого года, стало обязательства Петра Порошенко об увеличении призывного возраста с 18 до 20 лет, его Президент дал на фоне общего нежелания украинской молодежи служить в армии по призыву из-за событий на Донбассе.
Что касается парламента, то обещания, которые озвучивали тогда народные депутаты, напоминали борьбу лебедя, щуки и рака. Члены «Самопомощи» протестовали против голосования за децентрализацию (лидер фракции Олег Березюк пообещал передать ГПУ информацию о давлении на нардепов перед голосованием 31 августа 2015-го), «Радикальная партия» в лице Олега Ляшко – против разрешения на арест Игоря Мосийчука и промедления со стороны Президента с представлением кандидатур членов ЦИК, а «вечная революционерка» Юлия Тимошенко даже заявила, что «Батькивщина» будет бойкотировать голосование в парламенте, если тот не примет законопроект о поставках населению газа украинской добычи. Впрочем, как это часто бывает у Юлии Владимировны, это обещание оказалось популизмом... Конкуренцию в этом смысле ей может составить разве что нардеп Юрий Каплин, который тогда также пообещал, что не будет голосовать ни за один законопроект, кроме социальных.
Между тем на севере страны приобрела популярность нелегальная добыча янтаря. Масштабы этого явления на тот момент были уже такими, что от обещаний ликвидировать его не смогли удержаться даже самые непубличные политики. Например, губернатор Волынской области Владимир Гунчик, который заявлял о готовности способствовать легализации добычи «солнечного камня».
Были тогда зафиксированы и достаточно неординарные инициативы, такие как обещание «свободовца» Юрия Левченко о регистрации законопроекта, согласно которому депутат Верховной Рады может сам инициировать снятие с себя неприкосновенности (между прочим, это обязательство выполнено) или Сергея Березенко, который выразил уверенность в том, что «БПП» в решающий момент сможет убедить «Самопомощь» и «РПЛ» проголосовать за изменения в Конституцию в части децентрализации.
О том, какие обещания украинские политики давали в августе 2013-2015 годов, читайте в нашем предыдущем обзоре.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»